Главный среди механических

Jul 01, 2016 15:26



23 июня цех 4 отметил юбилейную дату - 75-летие со дня своего основания
Среди цехов машиностроения четвертый является ведущим, ему поручается ответственная работа по изготовлению большой номенклатуры изделий для кораблей 4-го поколения. Многое из продукции, изготавливаемой здесь, заслуживает эпитетов «новейшее», «наукоёмкое», «уникальное», «сложнейшее». Не случайно на вывеске над центральным входом в цех значится «главный механический». На днях один из старейших цехов предприятия отметил 75 лет со дня образования.

Вехи трудовой биографии
- Цех 4 начал работу 22 июня 1941 года, в день начала войны, - говорит начальник цеха Евгений Козлов. - А днем рождения подразделения принято считать 23 июня, чтобы не праздновать в траурный для всей страны день.
История создания и развития главного механического цеха неразрывно связана с историей завода. За 75 лет своего существования цех 4 не раз подтверждал свое название, в первую очередь, тяжелым трудовым подвигом. Впрочем, это касается всех работников завода в военные годы.
Пять лет назад, к 70-летию цеха, в заводской типографии был выпущен красочный буклет, подробно рассказывающий об истории и работниках четвертого, его участках и изготавливаемой продукции. Не будем досконально пересказывать все его содержание, коснемся лишь некоторых моментов.
Первые сваи под цех забиты 21 ноября 1937 года. Пробный пуск стружки был в октябре 1940-го, запуск в эксплуатацию намечен на конец 1941-го. Но вмешалась Великая Отечественная война, внесла свои коррективы в жизнь страны, города, предприятия и цеха. Пустить производство приказано немедленно, несмотря на незавершенное строительство, тяжелое кадровое положение. В короткие сроки женщины и подростки, заменившие у станков ушедших на фронт мужей и отцов, освоили изготовление корпусов бронебойных снарядов, фугасных авиабомб, минно-тральных изделий и многого другого. С 1943 года цех приступил к изготовлению изделий судового машиностроения для строящихся и ремонтируемых военных кораблей, ледокольного флота, гражданских транспортных судов и судов северных конвоев, а также освоил выпуск орудийных башен для лидеров и эсминцев.
В первые послевоенные годы освоен выпуск изделий для больших охотников за подводными лодками, изделий якорного, буксирного и швартовного устройств, рулей, рулевых машин, приводов арматуры, налажен выпуск подшипников скольжения всех типов и размеров, производство которых успешно продолжается и по сей день.
За годы своего существования в цехе 4 не только усложнялись задачи, расширялись номенклатура и объем продукции, в том числе нестандартной, но и увеличивалась производительность труда, внедрялись новые методы обработки изделий, применялся прогрессивный инструмент. Напряженные производственные задачи 1960 - 1980-х годов требовали увеличения численности рабочих, специалистов, инженерно-технических кадров, усовершенствования их подготовки. В эти десятилетия в цехе создаются специализированный участок по изготовлению подшипников валопровода, участок по изготовлению шпилей, лебедок и других тяговых механизмов, оснащенные стендовым оборудованием, расширяются технологические возможности зуборезного участка. Внедряются все новые передовые для тех лет технологии. Цех принимает активное участие в изготовлении уникальных изделий для отраслевой науки, академии наук, космической техники, медицины и т.д.
В 1980-е годы идет полным ходом наращивание мощностей и замена основного технологического оборудования для обработки резанием. Создается участок координатно-расточных и координатно-фрезерных работ. Возрастает применение станков с ЧПУ, в том числе многоцелевых обрабатывающих центров. Благодаря этому удалось в сжатые сроки освоить новые точнейшие изделия, не имеющие аналогов в мире.
1990-е существенно отразились на работе цеха 4 и всего предприятия. Практически заморожено строительство основных заказов, ухудшилось снабжение инструментом и оснасткой. Участились случаи отключения электроэнергии. Как следствие, значительно снизились и объемы производства. Основными крупными изделиями были валопроводы, шпили, рули, опорные подшипники. Несмотря на снижение объемов серийных работ, цех увеличил разовые опытные работы, ремонтные, в том числе и по нестандартному оборудованию. Из-за простоев, уменьшения и задержки заработной платы заметно снизилась численность работников.

Всё что движет и рулит кораблем
Тяжелое десятилетие цех выстоял. Некоторые специалисты ушли, но, в основном, высококвалифицированные кадры удалось сохранить. А, как известно, кадры решают все, и самое ценное, что есть на нашем предприятии, это его работники. Постепенно положение с загрузкой начало выравниваться, улучшилось материально-техническое снабжение, снабжение инструментом, практически ликвидировали задолженность по зарплате. И после долгого перерыва удалось приобрести несколько новых токарных и расточных станков. К этому времени цех уже имел постоянные договоры со многими предприятиями нашего города, области и других регионов страны, продолжал осваивать новые сложные изделия для заказов 4-го поколения.
- Несмотря на кризисные годы, цех 4 продолжает выполнять свою задачу - занимается изготовлением крупных изделий для строящихся заказов нашего предприятия и других судостроительных заводов, то есть всем тем, что движет и рулит кораблем, - говорит Евгений Козлов, рассказывая уже о дне нынешнем. - Поскольку четвертый специализируется на производстве крупногабаритного оборудования, соответственно и станочный парк больших размеров. В цехе и по сей день действуют уникальные участки, например, участок подшипников. Но если раньше делали до ста штук в месяц, сейчас это количество изготавливаем за год, соответственно и участок уменьшился, слившись в 90-е годы с первым. Еще один уникальный участок - заливки баббита - сплава олова со свинцом. Каждый специалист здесь на вес золота. Судовые подшипники изготавливаем не только для строящихся на Севмаше кораблей, но и для предприятий Калининграда, Санкт-Петербурга, для дальневосточных заказчиков. В трудные годы нам удалось сохранить коллективы этих участков, сейчас вновь развиваем, устанавливаем новое оборудование, которое, в основном, будет специализироваться на изготовлении судовых подшипников.
Среди крупных проектов, в которых участвовали специалисты четвертого, можно назвать изготовление транспортно-упаковочных контейнеров, элементов для приливных электростанций и других изделий межзаводской кооперации. Масштабная работа проведена по ремонту и модернизации для ВМС Индии авианосца, отремонтировано и сделано заново огромное количество оборудования для «Викрамадитьи». Оправдывая звание главного механического, цеху 4 и сегодня поручается сложнейшая работа по производству крупногабаритного оборудования для кораблей 4-го поколения. За последнее время освоены совершенно новые изделия, в том числе одного из самых сложных по признанию специалистов, когда-нибудь изготавливаемых на Севмаше.
- Когда в 1990-е работы не стало, количество основных рабочих снизилось до 168-ми человек, это очень мало, - продолжает Евгений Владимирович. - Сейчас цех вновь на подъеме, приходит много молодежи, из почти двухсот пятидесяти работающих около восьмидесяти человек до тридцати лет, двадцать учеников. Коллектив за несколько лет значительно обновился, такого давно не было. Молодежь обучается, в том числе, и на станках с ЧПУ. Радует, что многие из них действительно хотят работать, и у них все получается, они быстро осваивают механическую обработку деталей, сложные станки, изготовление наукоёмких изделий. Обновление коснулось и ИТР, и мастерского состава. Опытные рабочие передают свои знания молодому поколению, а значит, будет кому продолжить начатое дело. Работы в цехе много, и мы с уверенностью смотрим в будущее.

Посмотреть воочию
Чтобы представить себе специфику цеха необходимо воочию посмотреть, какое оборудование стоит, какие специалисты на нем работают. Вместе с начальником цеха Евгением Козловым мы прошли по пролетам, заглянули на участки, поговорили с людьми.
Из рабочих профессий, представленных в цехе, большинство, конечно, станочники (токари, фрезеровщики, расточники, карусельщики), пять бригад слесарей механосборочных работ для сборки крупных изделий. Кроме этого есть сварщики, заливщики и другие специалисты.
Вот Евгений Владимирович показывает сложнейшее изделие, из всех, которые когда-то собирались на заводе. Мастер участка, на котором собирают изделие, Роман Валько рассказывает:
- Смена состоит из двух бригад. Работа очень сложная, кропотливая, много подгонки, шабровки. Все регулировки мы производим на участке, поскольку из цеха изделие идет непосредственно на стапель, предъявляется заказчику. Для гидравлических испытаний есть специальные стенды. Все рабочие имеют высокий квалификационный разряд. В смене сейчас 24 человека, особо кого-то отметить не могу, поскольку все без исключения работают на «отлично». Отбор в эти бригады идет особый: сначала тестируем человека - берем на несколько месяцев и даем пробную работу, бригадир смотрит, оценивает, и если человек справился, то только тогда его принимают в бригаду. Уж очень работа специфическая. Бригадиры Алексей Ляпин и Анатолий Редькин - хорошие наставники, учат новое молодое поколение слесарей, передают свой опыт. Есть в бригаде ребята с высшим образованием, с техникумом, есть местные и иногородние. Вообще, коллектив слаженный, дружный.
Идем по цеху дальше. Параллельно рассказу о производственной деятельности своего подразделения Евгений Владимирович посвящает нас в некоторые, так сказать, семейные тонкости работников. В цехе много специалистов, связанных родственными узами. Например, муж с женой - Виктория и Илья Андреевы работают вместе. Жена - ученик фрезеровщика, муж - токарь. Или Леонид и Евгений Егошины - отец и сын. Леонид работает давно, а Евгений пришел после армии, получил высшее образование, сейчас исполняет обязанности бригадира, пока тот в учебном отпуске. Очень быстро вырос Егошин-младший с профессиональной точки зрения. Несмотря на то, что работает около четырех лет, уже делает сложные сборки. И таких примеров несколько, когда в родной цех приводят своих детей, обучают их профессии, учат работать на станке: Гулины, Латышевы, Жениховы, Редькины, Кобылины и другие.
Много в цехе наставников, например, Павел Борисович Смирнов. Учеников через его руки прошло не мало, им передает свой опыт, свое мастерство. Некоторые постигают азы токарного искусства прямо в цехе, у станка, другие приходят с профильным образованием. Например, сейчас ученик получил среднеспециальное образование по специальности токарь, окончив ПУ-1, но продолжает обучение дальше, в Северодвинском техническом колледже и у Павла Борисовича.
Двигаясь по цеху, видим один из впечатляющих станков, занимающий почти весь пролет. На нем трудится самый опытный работник - Олег Плужников. Пришел сюда после службы в Вооруженных силах учеником к наставнику Альберту Угловому. Дальше рос как специалист. Начинал на маленьком токарном станке, вместе с мастерством увеличивались и размеры оборудования. Сегодня его станок, обрабатывающий валы, занимает несколько десятков метров в длину. Олег Александрович - токарь 6-го разряда, опытнейший специалист по линии валопровода, почти 46 лет трудится в цехе.
- Работа сложная, требующая большой точности, внимания. Станок после модернизации стал с ЧПУ, так, конечно, намного удобнее, проще, - говорит старожил. Хотя о какой простоте может идти речь, когда оборудование такой мощи и размеров.
Рядом расположился специальный участок облицовки валов стеклопластиком. Здесь трудится бригада слесарей Андрея Родинцева, в основном ребята молодые. Мастер Олег Степанец.
- Мы сами изготавливаем валы, сами облицовываем их стеклопластиком. В результате из цеха выходит готовое изделие, испытанное здесь же, либо на стендах соседнего восьмого, - рассказывает Евгений Козлов. - Конечно, многое из станочного парка требует обновления, есть техника, которая находится в эксплуатации еще с 1970-х годов. Хорошо, что успели сделать модернизацию оборудования.

От заготовки до подшипника
Добрались до участка самых известных среди всей номенклатуры изделий - судовых подшипников. Работает бригада Бориса Перфильева. Мастер Владимир Олейник рассказывает:
- На участке проводят все работы, начиная от заготовок, сборки и заканчивая готовой продукцией. Судовые подшипники изготавливают не только для строящихся заказов Севмаша, но и для других судостроительных заводов страны. Работы много. Бывает и во внеурочное время приходится выходить, и в выходные дни. А трудится, в основном, молодежь, которую обучаем на месте. Из опытных остался только Владимир Иванович Давыдович (он во время нашего визита проводил шабровку будущего подшипника - притирку поверхностей, чтобы прилегание по разъему было максимально плотное).
Работа по изготовлению подшипников не только сложная, но и трудоемкая, весь цикл занимает около двух лет от начала и до конца. Одновременно на участке собирают несколько подшипников различных размеров - от небольших до огромных для различных типов кораблей.
На участке заливки баббита, к сожалению, не удалось посмотреть сам процесс, шла подготовка. Здесь работают трое. Таких спецов больше нет во всем Северо-Западном регионе. Операции уникальные, их много, разные, хотя для них это обычная работа. Александр Рогушин сейчас в отпуске. Самый молодой - Андрей Григорьев - работает с 2009 года. О своем участке немного рассказал Владимир Хандырысь. Он показал заготовки, объяснил, как и с помощью чего получается внутренняя скользящая поверхность, показал конечный результат.
- Подшипники разной величины делали, например, для ледоколов «Сибирь», «Арктика», так детали в печь еле-еле влезли, - улыбается он.
Последняя инстанция, через которую проходит подшипник, - руки маляра Татьяны Григорьевой. Татьяна - единственный маляр на участке. За ней финишная подготовка изделия к сдаче заказчику. В лучах летнего солнца светло-желтые готовые подшипники показались нам необычайно красивыми.
- Самое главное в моей работе - выполнить все качественно, в соответствии с документами, где указано, какая нужна грунтовка, какая краска. Работа мне нравится, в принципе, не очень сложная, на чертежах все указано, какие детали необходимо покрасить, а какие нет. Но в последнее время заказов стало особенно много.
Татьяна в цехе уже пять лет. Ее мама - бригадир маляров на стройке, она и научила дочь мастерству. Среди особенностей, которые должны быть присущи маляру, Татьяна отметила, в первую очередь, ответственность и аккуратность.
Во время экскурсии по своему цеху Евгений Козлов показал нам, где работают сварщики, выполняющие различные наплавки, есть здесь и аргоно-дуговая сварка, и ручная сварка. Увидели мы довольно компактный участок координатно-расточных станков. В помещении созданы специальные условия, стоят мощные кондиционеры. Здесь ведется очень точная работа, все вымеряется до сотых долей миллиметра. Станки стоят также модернизированные, на них установлены пульты управления. Один из рабочих - координатчик Всеволод Асафов.
- В цехе уже около трех лет, пришел после армии учеником, обучался у Евгения Пихтина, - отвечает на мои вопросы Всеволод. - Конечно, на таких станках не легко, необходима внимательность при настройке, а еще точность, но мне нравится, особенно если надо что-то потруднее сделать. Пока работаю по третьему разряду, но бывает, что и намного сложнее задания выполняю, мастер мне доверяет. Правда, пришлось заново осваивать чтение чертежей, помогли школьные знания, да и во втузе чертил (ушел с третьего курса).
- В цех пришел после окончания профучилища № 1, учился на станочника широкого профиля, то есть и фрезеровщик, и токарь, все станки в процессе обучения охватывали, - рассказывает Алексей Скородумов. Впрочем, его рассказ типичен для четвертого цеха, и его могли бы повторить про себя большинство станочников. - В цехе уже больше 20 лет. Работал сперва на фрезерных станках, потом перешел на станки с программным управлением. Выполняю работу различных уровней сложности.
- Есть у нас и новые станки, - показывает оборудование начальник цеха. - Например, три шлифовальных станка, фрезерные, три программно-расточных. Хотелось бы побольше такого современного оборудования, так как молодые работники быстрее его осваивают, и отдача от их труда наступает намного раньше, а для нашего производства это очень важно. В конце хочется поздравить наш коллектив с днем рождения и пожелать здоровья, благополучия и успехов в труде.
Вот такой получился у нас рассказ о цехе-юбиляре, о людях, которые трудятся в главном механическом, создавая уникальные изделия для уникальных кораблей.

Ольга МАРКУС.
Фото Олега Перова.

цех 4, АПЛ, Севмаш, механический цех

Previous post Next post
Up