Город молодых

Jul 01, 2016 15:56



1. Комсомольские бригады возводили первые жилые здания

С парохода «Иван Каляев» первая партия строителей нашего завода и города сошла 18 июня 1936 года
«Беспредельная, болотистая равнина, поросшая корявыми, рахитичными сосенками, серое унылое небо и полное безлюдие создавали невольное ощущение оторванности от всего мира… Среди вступивших «первыми» на землю было несколько десятков комсомольцев. В этой группе было мало людей с разочарованными лицами. Шли комсомольцы верными, широкими шагами, точно Колумбы по вновь открытой Америке. Начались первые дни освоения площадки. Работать было нелегко, каждый метр площади у болот приходилось отвоевывать с боем. Часто с моря дули холодные, пронизывающие ветра, которые, казалось, сметут прижавшиеся к земле брезентовые палатки и приютившихся в них людей. Некоторые, наименее устойчивые рабочие, брали расчет и уезжали. Слабость отдельных товарищей только увеличивала упорство оставшихся, сплачивала их в крепкий коллектив… Всех их объединяло упорство и чудесная, как фантазия, мечта - построить, несмотря ни на что, гигантский судостроительный завод и социалистический город, и ни где-нибудь, а на берегу Белого моря» (статья из газеты «Сталинец Судостроя», март 1937 года).
Когда говорят о первых строителях нашего города и завода, чаще всего имеют в виду молодых людей, которые высадились в Никольском устье Северной Двины. Так оно и было. Молодежь вписала в летопись строительства много славных дел. А начиналось все в июне 1936 года, когда начальник строительства Иван Тарасович Кирилкин выступил на собрании комсомольского актива Архангельска. Вот как об этом пишет Исаак Гершензон, которому вскоре предстоит стать комсомольским вожаком стройки: «Вдруг на трибуну поднялся богатырского роста человек с добродушным лицом, с орденом Ленина на груди. Он рассказал нам, комсомольцам, о том, что возвести город надо как можно быстрее, что рабочих рук не хватает и призвал молодежь взять шефство над строительством. Собрание единодушно решило принять шефство…». 9 июля 1936 года 60 юношей и девушек - посланцев архангельского комсомола двинулись в путь.
На новом месте молодежь разместилась в каютах пароходов «Иван Каляев» и «Некрасов», в трюмах нескольких барж тоже оборудовали спальные места. Вскоре на берегу стали вырастать палатки. Трудности встречались на каждом шагу, и комсомольцы с честью их выдерживали. То посреди солнечного августовского дня налетал ураганный ветер, приливная волна начала затоплять низкий берег, а вместе с ним новенькие грузовые автомашины - первый автотранспорт на строительстве. Парни и девчата бросились спасать грузовики, и стихия вскоре отступила…
Время все расставило на свои места, и эта история сейчас воспринимается неоднозначно, но именно молодежь сразу после приезда уговорила начальника строительства разрешить им снять кресты с куполов Николо-Корельского монастыря.
- Не годится нам, Иван Тарасович, новый город строить под крестами монастыря. Просим разрешения снять их с куполов, а здание приспособить под общежитие. Пусть оно послужит людям.



2. Первая железная дорога строилась комсомольцами. 1936 г.

Вскоре в огромном монастырском здании поселились строители, а над куполами Никольского собора взвился красный флаг…
Для проведения первого комсомольского собрания, а оно состоялось 26 июля 1936 года, решили приспособить трюм баржи. Сами смастерили скамьи, написали лозунги, вымыли и вычистили баржу. Воспоминания о первом комсомольском собрании разнятся. Кто-то говорил, что день был такой светлый и солнечный, что собрание решено было проводить не в трюме, а на улице. Все очевидцы, как один, вспоминали, что в тот вечер на Судострое допоздна не смолкали задорные песни. А в песне «По долинам и по взгорьям» даже слова текста заменили и пели так: «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед, и у Белого мы моря свой построили завод».



3. На причалах Судостроя

Чуть позже в комсомольскую организацию строительства влилась группа молодежи со строительства Московского метрополитена. Во время одной из командировок в столицу Кирилкин лично выступил перед молодыми строителями метро, которых хорошо знал. Иван Тарасович рассказал метростроевцам о стройке, которая началась на севере, и многие юноши и девушки решили осваивать новые земли. Катя Павлова и Галя Шалль, Иван и Рита Журухины, Коля Башмаченко были в их рядах. Метростроевцы стали душой коллектива первостроителей, не давали раскиснуть, помогали мобилизоваться в трудные минуты. Высококвалифицированные специалисты из Москвы работали в отделе ген-плана строительства, занимали руководящие должности. Спустя десятилетия, их воспоминания и предметы стали основой постоянной экспозиции «Рождение города» в Северодвинском краеведческом музее. Молодые инженеры Георгий Караваев, Александр Грановский, Сергей Шебетовский приехали на строительство по распределению после институтов, тоже влились в коллектив и оставили о себе добрую память.
Много начинаний было доверено молодым людям. Они были первыми слушателями курсов шоферов и кочегаров. В механической мастерской и кузнице, на вечерней стройке клуба и первых общежитий заводилами были, конечно, юноши и девушки. Комсомольцу доверили зажечь первую лампочку от энергопоезда.
Зачастую приезжающие начинали с разнорабочих, но в поселке Судострой - городе Молотовске с самого начала была создана система обучения кадров, большое значение придавали созданию курсов без отрыва от производства. На страницах местной газеты в рубрике объявлений в эти годы часто встречаются объявления об обучении рабочих либо новым специальностям, либо о повышении квалификации. С приближением даты введения в строй судостроительного завода № 402 начинается набор кадров по судостроительным специальностям. В газете от 12 августа 1938 года: «Отдел технической учебы завода производит набор на курсы техминимума без отрыва от производства: заточников инструмента, токарей, шлифовальщиков, электромонтажников, разметчиков судовых, кузнецов ручной ковки, молотобойцев, рубщиков-чеканщиков, нагревальщиков заклепок, кочегаров».



4. Палатки первостроителей

В то время существовала практика переезда бригад с квалифицированными рабочими с одной стройки на другую. В заметке газеты «Сталинец» 1938 года «Люди нового города» бригадир плотников Алексей Запевалов пишет: «Я со своей бригадой в количестве 8 человек прибыл на данную стройку 6 августа 1936 года. По приезду на площадку нашим глазам представилась неотрадная картина. Кругом болото, и только на берегу реки, на небольшом клочке сухого места, возвышался полуразрушенный бывший монастырь, и около него 2-3 дряхлых деревянных домика. Рабочие, приехавшие на стройку, помещались на пароходе, в барже, и палатках... Я с радостью узнал о преобразовании нашего поселка в город и присвоении ему наименования Молотовск. Я здесь на площадке рос вместе со строительством города. За все время работы я со своей бригадой давал нормы производительности труда от 175 до 200 процентов. Рабочие моей бригады живут в хорошем 2-этажном доме. Мы пользуемся театром, кино и другими культурными видами отдыха. По окончании работы проводим беседы, читки газет и т.п.».
Одним словом, город рос, город строился. И строили его молодые.

Любовь КАРПОВА,
Анастасия ЦВЕТКОВА,
сотрудники краеведческого музея.
Фото из архива музея.

завод 402, история, Севмаш

Previous post Next post
Up