В атмосфере общего дела

Jul 01, 2016 15:20



В древнегреческой мифологии титаны - боги, побежденные олимпийскими богами. Сейчас трудно сказать, почему именно в честь мифологических богов назван металл титан. Но он твердый, непокорный, устойчивый к внешним воздействиям, требует профессионального отношения к себе. Титан укрощают на участке сварки трубопроводов и сплавов в цехе 42. Здесь из этого металла сваривают металлоконструкции и системы повышенной надежности.
Начиная с середины прошлого века, советская промышленность стала осваивать сплавы из титана. Уже тогда было совершенно очевидно: добавление в титан легирующих элементов позволяет достичь высокой прочности при одновременной легкости сплава. Титан коррозийно устойчив в атмосферном воздухе, морской воде. За эти свойства металл стал востребован в авиастроении и кораблестроении.
Созданная в цехе 42 подводная лодка проекта 661 К-162 - первый корабль с корпусом из титанового сплава. Это была уникальная по своим скоростным характеристикам субмарина. В 1971 году она развила рекордную, непревзойденную до сих пор скорость подводного хода - 44,7 узла.
- Первые стыки изделий из титановых сплавов были заварены именно на участке № 6 трубопроводов и сплавов, - говорит начальник этого подразделения цеха 42 Николай Дульнев. - Непросто было покорить титан. Но сегодня мы можем с уверенностью сказать: на участке накоплен огромный опыт работы со сплавами, в том числе и с титановыми. Несомненные плюсы титановых сплавов известны. Но при этом сварка такого металла на открытом воздухе связана с техническими проблемами. Дело в том, что при нагреве титан окисляется, теряет свою структуру, становится твердым и хрупким. Этих сложностей можно избежать, если варить титановые сплавы в среде аргона.
В год, когда первая титановая атомная подлодка установила суперрекорд скорости, в цехе 42 была введена в эксплуатацию уникальная установка с инертно-контролируемой средой - «Атмосфера-2». В 1971-м в установку впервые зашли сварщики.
- «Атмосфера-2» заполняется аргоном высшего сорта. Через специальную камеру туда попадают сварщики в защитной амуниции и выполняют работу с титаном, - поясняет Николай Иванович. - «Атмосфера-2» - уникальная установка. При изготовлении узлов и конструкций брака практически не бывает, поскольку место сварки надежно защищено средой аргона. В камере варим наиболее трудные и ответственные изделия. По нашим оценкам, если бы в цехе не было «Атмосферы-2» на участок пришлось бы привлечь дополнительно не менее пятидесяти квалифицированных электросварщиков.
В установке «Атмосфера-2» работают наиболее подготовленные сварщики участка № 6. Безусловно, каждый из них должен пройти соответствующую медицинскую комиссию. Кроме того, необходимо личное согласие сварщика работать в замкнутом помещении, заполненном инертным газом.
Не все сварщики испытали на себе «атмосферное» воздействие. Многие работают не под сводами цеха, а на кораблях.
- На участке три комплексные бригады. В них трудятся электросварщики и судовые трубопроводчики. Занимаются, в основном, корабельными системами. Трубопроводчики выполняют сразу несколько функций. С одной стороны, они обслуживают работу сварщиков, с другой - являются еще и наблюдающими, - продолжает Николай Иванович. - Сварщики трудятся в особо опасных условиях, поэтому наблюдение за ними жизненно необходимо. Значительная часть наших специалистов задействована в работах на строящихся кораблях. На производственном участке происходит предварительная сварка трубопроводов.
Недавно для фильма с рабочим названием «Цари океанов» (будет демонстрироваться на «Первом канале») на участке сварки трубопроводов и сплавов выполнялась съемка сюжета о том, как работают сварщики с использованием зеркала. Без этого приспособления, как говорят здесь, не обойтись. Особенно при работе на кораблях в условиях ограниченного и крайне ограниченного пространства.
Николай Иванович рассказал, что сварщики, порой, выполняют работу, находясь в положении вниз головой. По-другому к трубопроводам бывает просто не подступиться. Но такая «производственная гимнастика» далеко не самое важное.
- С первых дней работы на участ-ке вновь пришедшие к нам сварщики осваивают технологию сварки сплавов, это важнейший момент, - отмечает Николай Дульнев. - Ни один сварщик в нашем подразделении не получил производственный разряд «автоматически», по «выслуге лет». Все достаточно строго: экзамен на аттестацию сдается квалифицированной комиссии. Без серьезной подготовки сварщику пройти такую проверку знаний нереально. Бывало, что некоторые не сдавали экзамен, тут уж ничего не поделаешь, надо было лучше готовиться. Но если уже аттестация работником пройдена, мы уверены, что с поставленными задачами он справится.
При нашем общении с Николаем Дульневым присутствовали сварщики участка. Николай Иванович познакомил со специалистами.
- Сварка сплавов имеет множество особенностей. Лучше ее осваивать сразу, не переучиваясь с других видов сварки. Мало кому удается сделать это без проблем. Хотя уникумы встречаются. Эти ребята перед вами, - говорит начальник участка о присутствующих сварщиках.
Знакомлюсь с Олегом Кравцовым. На участке трудится двенадцать лет. Олег Николаевич говорит, что до устройства на Севмаш занимался газосваркой, и это во многом помогло освоить сварку сплавов. Олег участвовал в строительстве авианосца «Викрамадитья», МЛСП «Приразломная», подлодок серии «Борей», а также АПЛ «Северодвинск». У сварщика высший шестой разряд.
Трудовая биография Дмитрия Давыдова началась в 42-м, но работал в течение 10 лет на участке № 1. Был бригадиром. В сложные времена начала двухтысячных, когда с загрузкой в цехе были проблемы, рассчитался с предприятия и ездил на заработки. В результате, не без труда, вернулся в «родные пенаты», в цех 42, но уже на участок сварки трубопроводов и сплавов. Дмитрий Вячеславович владеет всеми видами сварки, и, как сам говорит, ему без разницы, какой металл варить. Помимо работы на производственном участке, сварщик выполнял технические задания на атомных подводных лодках «Юрий Долгорукий» и «Владимир Мономах».
Беседую с Эдуардом Матюшевым. Пятнадцать лет он трудился в КСП. Немного пробовал варить электродом, немного на сварочном полуавтомате, перешел на аргонно-дуговую сварку. Затем работал на предприятии «Звездочка», где достиг 6-го разряда, занимаясь сваркой в среде аргона трубопроводов из титановых сплавов, меди, нержавейки, стали. Командировка на несколько месяцев в цех 42 на участок № 6 сыграла определенную роль в его судьбе, и он сейчас именно в этом подразделении. Эдуард Валентинович один из лучших сварщиков цеха, исполняет обязанности бригадира.
- Сварка титановых сплавов - вершина нашей профессии. Безусловно, в бригаде все люди разные, со своими характерами, своим видением разных ситуаций. Но при этом коллектив очень хороший и, вне всякого сомнения, профессиональный. Для нас взаимовыручка - не просто слово. Все мы работаем на одну цель, - сказал в завершении беседы Эдуард Матюшев.
Покидая производственное подразделение, сделал памятную фотографию пусть и небольшой части работников участка сварки трубопроводов и сплавов. А с цехом 42 надолго не прощаюсь...

Олег ПЕРОВ.
Фото автора.

сварка, титан, АПЛ, сварщик, Севмаш, цех 42

Previous post Next post
Up