Привёз как-то князь Владимир RedSun домой из Византии православие.
И начали строить храмы. Сначала строили как в Византии. Затем начали что-то своё придумывать. Так, 700 лет и строили
в византийском и древнерусском стиле. Затем, через открытое Петром окно
повеяло барокко и псевдоготикой. Дальше - больше. Архитекторы испробовали
классицизм и ампир, неоготику и неоклассицизм, модерн и эклектику. И всё это за 200 лет.
А затем с развитием церковной архитектуры как-то не заладилось. Потому что СССР.
Спустя некоторой время СССР закончился, и , казалось бы, теперь всё можно.
Строй, копируя и переосмысливая то, что было.
Строй, экспериментируя с пропущенными из-за СССР стилями - ар-деко, модернизм, футуризм.
Тролль Сталина - строй в сталинском ампире.
Строй, в тренде - постмодернизм, хайтек, деконструктивизм, биотек.
А вот как бы не так.
С конца 90-х и до настоящего времени строится и реставрируется множество храмов. Но в большинстве своем это "белый кубик, 1 большой золотой купол в центре, 4 маленьких минарета башенки с золотыми куполами по углам. " Потому что из старого русского стиля были вырваны поверхностые и легко считываемые элементы, последующим их тиражированием.
![](http://ic.pics.livejournal.com/sevarvar/77538776/104065/104065_600.jpg)
Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Допустим небольшой шажок в сторону ещё более древнего византийкого стиля.
Редко-редко появляются соборы в стилях после Петра и до революции. А вот в современных стилях соборов и церквей почти что и нет. Почему так?
Как никак, но РПЦ - молодая организация. Она не могла продолжить там где остановилась после революции - она теперь не священный синод под импреатором, а отдельная структура, как и до VIII века. А молодые организации часто страдают от комплексов "молодости". Поэтому, чтобы казаться весомее и мудрее, они стараются маскироваться под более древнюю организацию. И это плохо, потому что как бы хороша ни была маскировка - она маскировка. Это фальшивка, призванная ввести в заблуждение. Как можно верить организации, которая тебя обманывает?
И кто-то скажет, что это сохранение традиций. А кто-то, что деградация и боязнь развития. В этом РПЦ похоже на ностальгирующую старушку у подъезда, с позицией "Ну ты чего. Я уже старая чтобы учиться этим вашим смартфонам" или на зажмурившегося ребёнка, заткнувшего уши с криком "не хочу взрослеть!" среди потока людей, идущих в светлое будущее.
В соответствии с этой логикой РПЦ провозгласила, что единственно верными для храмов являются архитектурные стили времён Ивана Грозного, а все прочие - "недостаточно православные" для строительства. Но достаточно православны для передачи РПЦ (привет от ампирского Исаакия).
Отсюда: "Заказчик на практике имеет решающую роль. Сейчас пока еще в большинстве случаев заказчиками строительства и восстановления храмов являются приходы, возглавляемые священнослужителями. Они и являются в значительной степени законодателями моды. Пока проектировщики и дилетанты спорят между собой о стиле, заказчик в свою очередь имеет собственное мнение, в подавляющем большинстве случаев в котором является главным желание сэкономить деньги, мало заботясь о красоте, качестве, и вообще о последствиях халтуры, забывая русскую поговорку о том, что «скупой платит дважды». О вопросах стиля бывает и вовсе не задумываются.
Вот мы и видим, в каком состоянии сейчас находится православная архитектура. Можно ли закрывать на это глаза и делать вид, что у нас все нормально или даже очень хорошо? Верно, что сейчас строится такое количество новых храмов, какое единовременно не строилось никогда. Но верно и то, что касательно вопросов красоты, качества и т. п. никогда еще церковная архитектура не опускалась до такого низкого уровня, как теперь. И то, что мы пришли к строительству типовых модульных бетонных храмов в Москве, является вполне естественным следствием такого развития событий."
![](http://ic.pics.livejournal.com/sevarvar/77538776/141897/141897_600.jpg)
Поэтому и строятся по России бесчисленные символы-муляжи, копирующие исторические формы в железобетоне, пластике и плексигласе.
А то и обшиваются садингом старые в процессе реставрации. И как то это всё фальшиво и бездушно.