Завоевание Полюса/À la conquête du pôle (1912)

Oct 12, 2012 02:24

Завоевание Полюса/À la conquête du pôle (1912)

Режиссёр: Жорж Мельес (Georges Méliès)
Страна: Франция
Год выпуска: 1912
Автор сценария: Жорж Мельес (Georges Méliès)
В ролях: Жорж Мельес (Georges Méliès), Фернанде Альбани (Fernande Albany)
Жанр: кинопримитив, короткометражка, немое кино, фантастика
Производство:Star-Film
Страница на imdb

Кино как язык развилось слишком быстро. В 1902 году Мельес опережал весь мир на километры. Через десять лет он безнадёжно устарел. Новый вид искусства уже достаточно развился и стоял на пороге тотальной трансформации. Вскоре он станет главным видом искусства эры модернизма. На этом фоне Мельес с его фантастическими путешествиями по картонным декорациям казался реликтом. Словно поэт, пишущий языком XVIII века на фоне газетных статей. Неудивительно, что "Завоевание Полюса", самый дорогостоящий и амбициозный из фильмов Мельеса провалился в прокате.
Прошло сто лет. И для современного зрителя весь язык немого кино десятых годов кажется одинаково непривычным и архаическим. Поэтому закономерный провал "Покорения Полюса" выглядит абсолютно несправедливым. Ведь фильм просто прекрасный.
Более чем за десятилетие грубый, ирреальный стиль Мельеса приблизился к совершенству в своём роде. Фильм живой, грубый и как бы сейчас сказали, неполиткорректный. Обычно безликие герои превратились в маски, откровенные карикатуры на национальные стереотипы. В качестве штурмующих север учёных выставлены - американский ковбой, испанский тореадор и похотливый немецкий обыватель, с бородой и трубкой. Через два года, я думаю, немец если и появился бы, то только в военной каске. Особенно издевательски показаны китайцы и японцы, руководитель экспедиции профессор Мабоул, сыгранный самим Мельесом, даже передразнивает их походки у них за спиной.
Но настоящая, злая карикатура связана не с национальностью. Она связана с гендером и политикой. Комичными врагами в фильме показаны суфражистки, предки современных феминисток.
Что забавно - все штампы уже присутствуют, девочки в милитари под руководством прототипа Дворкин срывают нормальную работу научной конференции. Про право голоса и прочую реальность начала двадцатого века - ни слова.
Тут стоить обратить внимание на важный аспект. Фантастика Мельеса не "научная", она скорее мифическая. С точки зрения здравого смысла между экспрессивными "учёными", кидающими бумагу в суфражисток и самими суфражистками нет принципиальной разницы. Аппарат, построенный героическим профессором столь же не пригоден для полёта по законам аэродинамики, как аппарат построенный обнаглевшими бабами, покинувшими кухню. Речь идёт только о мифе про науку и открытие неизведанного, в котором наука на деле является скорее магическим ритуалом, успех которого зависит в первую очередь от соответствия исполнителя некому архетипу. Героические белые мужчины (азиаты опоздали на старт экспедиции) этому архетипу соответствуют, нарушающие "естественный порядок" женщины - нет.
Если бы я не уважал покойного Евгения Головина, то обязательно написал бы пародию на его тексты в виде рецензии на этот фильм. Ведь он был одним из ярчайших мизогинистов в истории русской культуры, а заодно большим специалистом по обнаружению параллелей между книгами Жюля Верна и алхимическими трактатами. Данный фильм отражает все эти аспекты творчества. Он переполнен астрологической символикой, знаки зодиака в нём атакуют путешественников. Более того, главного монстра фильма, ледяного великана, можно уверенно назвать подсознательной отсылкой к образам северной мифологии. А эпизод с пожиранием великаном одного из героев и последовавшим освобождением - отсылкой к мужской инициации. Монстр, кстати, сильнейший, высшее достижение в этом плане эпохи кинопримитивов. Добавь Мельес эпизод с пленением чудовища и привозом его в нормальный мир - получился бы прототип Кинг Конга.

В любом случае - великий фильм. Пусть и не опередивший своё время. Даже наоборот.












































(
Comments
|Comment on this)

рецензия, немое кино, Жорж Мельес, Франция, 1912, кинопримитив, короткометражка, фантастика

Previous post Next post
Up