Песнь любви / Un chant d'amour (1950)
Режиссёр:
Жан Жене (Jean Genet)
Страна:
ФранцияГод выпуска:
1950Автор сценария:
Жан Жене (Jean Genet)
В ролях:
Жава (Java),
Коко Ле Мартиниквэ (Coco Le Martiniquais),
Люсьен Сенемо (Lucien Sénémaud)
Жанр:
авангард,
авторская экранизация,
короткометражка,
стилизация под немой фильмСтраница на imdb К Жене как писателю я отношусь без особого восторга. Не в связи с его ориентацией, как раз на такие аспекты мне плевать. Просто он очень многословен, я же в литературе предпочитаю более строгие и лаконичные формы. Поэтому его пьесы, на мой взгляд, обычно интереснее перегружённых деталями и описаниями романов. Хотя это не отменяет безусловной гениальности.
И эта гениальность, как часто бывает, оказалась очень разнообразной. Совершенно неожиданно для меня он оказался отличным режиссёром, хоть и снявшим только один фильм. Странный и очень провокационный, гомофобам Un chant d'amour точно смотреть не стоит. Хотя гомофобам вообще не стоит приближаться к любому произведению, подписанному этими именем и фамилией.
Фильм сделан с безусловным талантам и большим вкусом. В принципе можно сравнить с "
Патриотизмом/
Yûkoku" Мисимы, как другим образцом немой короткометражки, снятой писателем.Но сравнение тут будет не в пользу Мисимы. Жене, похоже, инстинктивно чувствовал кинематограф, многие кадры заставляют вспомнить как минимум Кокто. Это чувство кинематографа выразилось в том, что Жене безошибочно выбрал единственную возможную стилистику для экранизации своих сексуальных фантазий. Если его литературные тексты пытались передать визуальный образ путём тщательного описания буквально каждой мелкой детали одежды и тела любовников, то в случае с кино он получил возможность замолчать. Все мелкие детали всё равно будут схвачены камерой. Поэтому он полностью освободился от слов, в фильме нет даже титров. Это оправдано выбранным языком, фильм подражает ранней порнографии. В начале пятидесятых порнофильмы по прежнему снимались без звука на чёрно-белую плёнку.
Предупреждая вопросы, это вовсе не порно. Ни одного кадра с соитием в фильме нет. Даже обнажённое тело даётся намёками, буквально рывками. Всё целиком остаётся в рамках садо-мазохистской символики, вместо минета - ствол пистолета засунутый в рот заключённому. И табачный дым, задуваемый через дырку в стене камеры в рот другому заключённому. Как всегда, в сексуальных фантазиях Жене всё связано с тюрьмой. Очень специфической, гомосексуальной тюрьмой, в которой "дороги" между камерами используются для передачи друг другу цветов.
Крайняя специфичность образного ряда совершенно не мешает при просмотре. По крайней мере мне.
Фильм настолько красивый и грустный, что его можно воспринимать как метафору одиночества в целом, без гендерных рамок. В обычных тюрьмах точно такие же дороги и дырки в стенах возникают между соседними камерами с мужчинами и женщинами. Только их обитатели после выхода на волю вряд-ли станут писателями и режисёрами, пытающимися передать такой опыт окружающим.
Гениальный фильм.
(
Comments |
Comment on this)