Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу (1991)

Apr 07, 2012 23:02

Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу (1991)

Режиссёр: Зульфикар Мусаков
Страна: СССР (Узбекская ССР)
Год выпуска: 1991
Авторы сценария: Зульфикар Мусаков, Рихсивой Мухамеджанов
В ролях: Аброр Турсунов, Владимир Меньшов, Джавлон Хамраев, Джамал Хашимов, Закир Муминов, Раджаб Адашев, Сергей Дрейден, Туйчи Арипов, Ходжиакбар Нурматов
Жанр: комедия, фантастика
Производство: Ватан
Страница на imdb

Само словосочетание "узбекская фантастика" выглядит сейчас смешно. Даже в Советском Союзе отношение к национальным окраинам в целом и их кинематографу в частности было довольно высокомерным. В принципе этому были причины, кинематографисты Средней Азии реально выдавали много халтуры, хотя, с другой стороны, сейчас киностудии национальных окраин СССР выглядят скорее некими жанровыми лабораториями. Местами, где естественным образом развивался свой, особый киноязык. В первую очередь это касается боевиков и детективов периода перестройки, очень колоритных. Но рассматриваемый феномен не ограничивается этим жанром и этим периодом.
Фантастика тоже снималась в советской Средней Азии. Нельзя сказать, что очень много. Но снималась. Достаточно вспомнить гениальный "Вельд" (imdb), снятый именно в Узбекистане. С другой стороны, там же был снят совершенно чудовищный "Спутник Планеты Уран" , фильм далеко за гранью добра и зла. И если начать изучение этого экзотического поджанра, то лучший вариант для первого фильма, на мой взгляд, эта узбекская комедия про визит инопланетянина в далёкий кишлак. Колорита море. Просто море.
Сама тема первого контакта с деревенскими жителями выглядит забавной, но в данном случае эта деревня находится в узбекской глуши. Главный конфликт фильма заключается как раз в том, что пришельца разыскивает советская армия. Несмотря на год выпуска фильма войска ищут инопланетян с самыми лучшими намерениями, их цель - установить нормальный контакт между цивилизациями. Московские учёные засекли НЛО и определили примерный район посадки. И теперь жаждут знаний. Источник знаний, тем временем, принят в деревенскую семью в качестве приёмного сына и постигает на практике значение семейных ценностей, попутно творя чудеса. В конце фильма высокопоставленный московский чиновник в исполнении Владимира Меньшова плачет оттого, что его мечта детства о контакте не исполнилась, пришелец проигнорировал большие города, выбрав узбеков.
Это интересный момент, в фильме явно прослеживается противопоставление здоровой жизни в кишлаке и города, но это противопоставление совершенно не агрессивно. Скорее это обычный для советской фантастики периода застоя наивный романтизм, только с тюбетейками на головах персонажей. Кишлак показан как место довольно комичное, но идилическое.
Максимальный грех, совершённый персонажами фильма - убийство осы в начале фильма. Прихлопнувший насекомое председатель колхоза был наказан за своё преступление тем, что его китмень пришелец не сделал летающим. У всех сделал, а у него не сделал, из чего следует вывод, что остальные жители этого райского местечка даже червяка за свою жизнь не раздавили.
Максимальная трагедия - семейный конфликт, жена ревнует, подозревая что новый приёмный сын на самом деле настоящий, от любовницы.
Как видим, в целом это скорее сказка.
Однако хорошо видно, что эта сказка снята уже в 1991 году. Это порождение эпохи видеосалонов. Сам сценарий фильма очень постмодернистский, он построен как письмо Стивену Спилбергу от деревенского жителя, посмотревшего в салоне фильм "Инопланетянин/E.T.: The Extra-Terrestrial". С видеомагнитофонами связан самый странный, затянутый и несмешной эпизод фильма. Абдуладжан помимо прочего обладал способностью материализовывать предметы силой мысли. Признак реальной роскоши в рассматриваемый период - личный видеомагнитофон. И инопланетный гость начал производить "видики" в промышленных масштабах. И тут возникает эпизод, стилизованный под телепередачу о бизнес успехах узбекского кооператива. С видеомагнитофонами продаваемыми на развес и рыдающими разорившимися японскими бизнесменами. Этот скетч полностью выпадает и из хронологии событий фильма, и плохо сочетается с его эстетикой в целом. Зато отлично подходит к феномену "кооперативных комедий", вполне в духе позднего Гайдая.
И ещё в фильме есть очень странный эпизод. Ругающиеся герои одновременно смотрят "Семнадцать Мгновений Весны" (imdb). И жена на секунду видит своего мужа в нацистской форме. Это само по себе смешно, узбек со свастикой. Но данный короткий кадр вполне можно интерпретировать как намёк на то, что всё происходящее герои видят через призму увиденного прежде в кино.
Хорошая комедия. Колоритная, светлая и вполне смешная.
(
Comments
|Comment on this)

рецензия, 1991, СССР, фантастика, комедия

Previous post Next post
Up