Полёт на Луну/Le Voyage dans la Lune (1902)

Aug 31, 2011 23:27

Полёт на Луну/Le Voyage dans la Lune (1902)

Режиссёр: Жорж Мельес (Georges Méliès)
Страна: Франция
Год выпуска: 1902
Автор сценария: Жорж Мельес (Georges Méliès)
В ролях: Жанна д’Альси (Jeanne d'Alcy), Жорж Мельес (Georges Méliès), Виктор Андрэ (Victor André), Блуэт Бернон (Bleuette Bernon)
Автор спецэффектов: Жорж Мельес (Georges Méliès)
Жанр: кинопримитив, короткометражка, немое кино, сказка, фантастика, феерия
Производство: Star-Film
Страница на imdb

Он открыл и употреблял почти все средства, применяющиеся в современной кинематографической: технике, но никогда не использовал их для достижения драматических эффектов, он их использовал как абракадабру. Язык, элементы которого он открыл, для него лишь серия магических заклинаний, а не язык с разработанным и сознательно применяемым синтаксисом.
Жорж Садуль - Всеобщая история кино

По моим подсчётам, я смотрел этот фильм уже как минимум три раза. И каждый раз замечаю там ещё что-то новое.
Этот фильм абсолютно прекрасен. С первого и до последнего кадра. Великолепная Земля, выглядящая как индустриальные фантазии на тему "паропанка", не менее великолепная Луна, с грибами, растущими на глазах. Особенно радуют глаз Селениты, замечательный грим. Смешные драки.
Обчычно это всё считается вольной экранизацией Жюля Верна, но по сути перед нами скорее нечто вроде Де Бержерака. Не по сюжету, а по эстетике. Мельес, если подумать, был самым несовременным из пионеров кино, его веком был не девятнадцатый. И тем более не начало двадцатого. Сам язык его картин, сам описываемый мир скорее напоминает нечто из восемнадцатого, если не семнадцатого века, он был бы идеальным организатором карнавалов в Версале до революции. Его язык - язык барокко. Пусть картонного, но пышного. На мой взгляд именно это делает столь странным его язык. Он не просто бормотал абракадабру на новом, техническом наречии. Он использовал сверхсовременный язык для произнесения чудовищно архаичных фраз. Что, парадоксальным образом, и превратило его фильмы в подлинную поэзию. В данном случае в поэзию родом прямо из эпохи географических открытий. Ведь это романтика фронтира и изучения неизведанного в чистом, дистиллированном виде. Пройти из чистого любопытства до края известного мира, найти там новую цивилизацию, убить вождя и всех кто попадётся под руку и вернуться с пленным в клетке.
Никакой рефлексии, чистое действие.
Шедевр.

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, сказка, феерия, немое кино, Жорж Мельес, Франция, 1902, кинопримитив, короткометражка, фантастика

Previous post Next post
Up