Понизовая вольница (1908)
Режиссёр:
Владимир РомашковСтрана:
Россия (
Российская Империя)
Год выпуска:
1908Автор сценария:
Василий ГончаровПродюсер:
Александр ДранковЖанр:
драма,
исторический,
кинопримитив,
немое киноСтраница на imdb Первый
фильм - это зеркало нации. В нем намечено все, что не лечится. Лучше
всякой политинформации он расскажет о судьбах Отечества. Это знак
показательный, фирменный, и к нему присмотритесь особенно, ибо первою
драмою фильмовой все, что будет потом, обусловлено.(с)Дмитрий Быков
Начало российского кино могло быть только таким.
Ярко выраженный
чудак и графоман, сам того не ожидая, устраивает скандал, пытаясь получить
авторские права на сценарий. Чудак энергичный, яркий, увлечённый
театром и кинематографом. В прошлом лечение от нервного срыва после
смерти жены.
Каждый факт этой биографии просто находка для
сценариста, это фактурнее даже Эдварда Вуда младшего. Хотя пока в России
нет своего Бартона, готового снять свой "Эд Вуд/
Ed Wood", только про Гончарова.
Но помечтать можно.
Благообразные врачи с седыми бородами, качающие
головой глядя в след уходящему на волю пациенту. Бьющиеся в истерике от
хохота члены авторского общества, читающие сценариус. И будущий продюссер Дранков,
прячущийся с камерой в сортире в ожидании прохода Толстого по двору.
Достойное начало национальной кинематографии.
В рамках этого,
гипотетического фильма, "Понизовую Вольницу" можно было бы переснять
целиком. Благо она совсем короткая, восемь минут хаотичного толкания
перед камерой. Хотя режиссёром выступил Ромашков, но стиль и темп
картины чисто Гончаровский. Больше всего происходящее напоминает
капустник на детском утреннике. Безумные костюмы и хаотические
движение кучи народа. Общий сюжет - народ, в более чем диких костюмах,
усиленно гуляет. Потом гуляющий народ оговаривает княжну. Потом
финальный бросок в воду. Всё.
Удивительно, но современики
были в восторге. И это учитывая тот факт, что российская публика была
хорошо знакома с современным им западным кинематографом. Однако
хвалили. И сильно хвалили.
"Из новинок за прошлую неделю
отметим картину "Стенька Разин". В техническом отношении она исполнена
прекрасно. Видно, что Г. Дранков в совершенстве постиг дело
фотографирования; жаль только, что лента коротка, - сюжета хватило бы на
несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с
разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний
момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу. (Вестник кинематографов в
Санкт-Петербурге №1 за 1908 г.)
Я не знаю, чем это объяснить. Видимо исключительным талантом Дранкова как продюссера, очень хорошо понимавшего, что именно ждёт публика. Ведь "Понизовая Вольница", объективно говоря снятая очень и очень плохо, по уже существовавшим западным стандартам, одновременно вещь своеобразная и колоритная. Клип на застольную песню. Судя по всем сохранившимся отзывам, фильм ударил точно в нерв публики и полностью соответствовал ожиданиям. Сейчас про него писать нечего. Можно писать про скандал с авторскими правами из-за музыки к фильму, про конфликт между Дранковым и Гончаровым и про переход последнего к Ханжонкову, анализировать отзывы современников... про фильм писать нечего.
С другой стороны, посмотрите на современные российские блогбастеры, с хорошей рекламой, положительными отзывами в блогах, патриотическими элементами в сюжете, псевдорусским колоритом наконец. И представьте, что через сотню лет, кто-то про них вспомнит и будет анализировать.
(
Comments |
Comment on this)