Чужой: Квадрология/Alien: Quadrilogy (1979/1986/1992/1997)

Aug 07, 2010 20:57

Чужой/Alien (1979)

Режиссёр: Ридли Скотт (Ridley Scott)
Страна: США
Год выпуска: 1979
Авторы сценария: Дэн О’Бэннон (Dan O'Bannon), Рональд Шусетт (Ronald Shusett)
В ролях: Том Скерритт (Tom Skerritt), Сигурни Уивер (Sigourney Weaver),  Вероника Картрайт (Veronica Cartwright), Гарри Дин Стэнтон (Harry Dean Stanton), Джон Харт (John Hurt), Йен Холм (Ian Holm)
Продюсер: Уолтер Хилл (Walter Hill), Рональд Шусетт (Ronald Shusett), Гордон Кэрролл (Gordon Carroll), Дэвид Гилер (David Giler)
Художник: Ханс Руди Гигер (H.R. Giger)
Жанр: фантастика, хоррор
Страница на imdb

Удивительно, но этот фильм вряд-ли бы возник без случайной помощи Алехандро Ходоровски. В семидесятых он пытался снять "Дюну" и собрал для данного проекта очень сильную художественную команду. И именно в этой команде друг с другом познакомились сценарист Дэн О’Бэннон, приглашённый благодаря его сценарию и работе над спецэффектами в дебюте Карпентера "Тёмная Звезда/Dark Star" и австрийский художник Ханс Руди Гигер. Проект с треском провалился, О’Бэннон вернулся в Америку без денег но с желанием продолжать работу над своей давней идеей, сценарием в духе фантастики 50. В конце концов подаренная Гигером книга рисунков Некрономикон вдохновила на создание по настоящему жуткого монстра. Вообще история написания сценария "Чужого" - это совершенно отдельная песня, сценарии писались и переписывались столько раз, что в конце концов их можно назвать только коллективным творчеством. Тем не менее, в результате фильм был взят на производство крупной студией (В конце семидесятых, учитывая сложившуюся в кинематографе ситуацию, крупный бюджет вовсе не означал появления штампованного блогбастера). Режиссёром выбрали молодого ещё, но замеченного критиками британца Ридли Скотта. Делать дизайн пригласили гениального Гигера. Результат - просто выдающийся.
Сейчас, пересматривая через столько лет, бросается в глаза даже не революционная концепция "реалистического" НФ фильма, с предельной де-романтизацией происходящего. Стилистика фильма полностью противоположена сказочной фантастике вроде "Звёздных Войн/Star Wars". Интересно другое, фильм не зря вырос из рисунка в Некрономиконе, влияние Лавкрафта столь сильно, что выглядит не косвенным. Дело в том, что большинство враждебных человеку сил в вселенной Лавкрафта имели инопланетное происхождение, причём Филип Говард не был мистиком, поэтому зачастую для описания этих созданий использовал псевдонаучный язык (вспомним эксгумацию трупа "старца" из Хребтов Безумия). Сама концепция зла у Лавкрафта обычно - это некий совершенно чуждый организм, действующий вне человеческим категорий и воспринимающий хомо сапиенса только в качестве расходового материала. Рекомендую прочесть отличное эссе Уэльбека Лавкрафт: Против прогресса, против человечества, там дан очень подробный анализ предпосылок к такой направленности творчества, включая патологический расизм автора. Разумеется сюжет "Чужого" не имел прямых цитат из немногочисленных чистых НФ работ Лавкрафта, на подобии рассказа В Стенах Эрикса, но изначальный сценарий явно нёс на себе следы Лавкрафтовского монументализма, сперва собирались снимать обнаружение космонавтами целого города. В центре города должна была быть пирамида, а в пирамиде - яйца ксеноморфа. Аналогии очевидны. И не сняли это только в связи с отсутствием бюджета на такие изыски, хотя и окончательный вариант с кораблём выглядит гениально. Вообще, в фильме неудачна только музыка, остальное на высоте. Крепкий режиссёр, ещё не переваренный студийной системой, хорошие актёры (Сигурни прекрасна), гениальный дизайнер. Один из важнейших фильмов в истории фантастики, на тот момент Скот был человеком с большим потенциалом.Частично этот потенциал реализовался в "Бегущем по Лезвию/Blade Runner", после чего, к сожалению, смотреть у него практически нечего...
Пара слов о режиссёрской версии и её разнице в сравнении с привычной. Большая часть фильма та, которую мы все знаем и любим, только почти в конце вдруг всплывает незнакомый эпизод. И он великолепен. Оказалось что Чужой не убил механика и капитана, он из них коконы сделал. Рипли и находит, и сжигает ещё живых друзей. Коконы опять же реализовал Гигер, он явно взял за основу свои рисунки, один кадр очень знаком. Скот вырезал данный кадр оттого, что он якобы нарушает целостность финала, прерывает легендарный уже забег по кораблю. По моему зря он так...
Резюме: Классика на все времена.

Чужие/Aliens (1986)

Режиссёр: Джеймс Камерон (James Cameron)
Страна: США
Год выпуска: 1986
Авторы сценария: Джеймс Камерон (James Cameron),  Уолтер Хилл (Walter Hill), Дэвид Гилер (David Giler)
В ролях: Сигурни Уивер (Sigourney Weaver), Кэрри Хенн (Carrie Henn), Майкл Бьен (Michael Biehn), Лэнс Хенриксен (Lance Henriksen), Пол Райзер (Paul Reiser), Билл Пэкстон (Bill Paxton), Уильям Хоуп (William Hope), Дженет Голдштейн (Jenette Goldstein), Аль Мэтьюз (Al Matthews), Марк Ролстон (Mark Rolston)
Продюсеры: Уолтер Хилл (Walter Hill), Гэйл Энн Херд (Gale Anne Hurd), Гордон Кэрролл (Gordon Carroll), Дэвид Гилер (David Giler)
Жанр: боевик, фантастика, хоррор
Страница на imdb

К Кэмерону я отношусь без приязни, если не сказать грубее. Скучнейшая "Бездна/The Abyss" , чудовищный "Терминатор 2:Судный День/Terminator 2: Judgment Day" превративший все интересные находки первой части в бездумный атракцион. Про "Титаник/Titanic" вообще молчу, та истеричная рекламная кампания убила во мне тогда остатки веры в человечество. Но с другой стороны - человек он не бездарный, к сожалению. Вообще, режиссёры создававшие американское комерческое кино были далеко не глупы, а Джеймс, как и множество его коллег, относится к наследникам Кормена. Это сейчас их наследники окончательно всё чистым аттракционом сделали, вернее выставкой достижений компьютерной графики.
Сценарий к Чужим Кэмерон писал в период своего творческого пика, он как раз снимал первого "Терминатора/The Terminator" (говоря объективно - отличный фильм, малобюджетная и депрессивная фантастика, с выдержанной атмосферой и отсутствием звёзд). И одновременно ваял сценарий к  "Рэмбо: Первая Кровь часть 2/Rambo: First Blood Part II". И Чужие оказались словно неким переходным этапом между этими полюсами. Атмосфера фильма вполне сравнима с "Терминатором/The Terminator", битва до последней капли крови и не менее последнего патрона с абсолютно нечеловеческим противником, бессмысленная и беспощадная. Милитаризм доведённый до логичного конца. Но с другой стороны - пафосность и тенденция к красивым жестам и спасениям в последний момент тоже бросается в глаза. В итоге получилось просто неплохое жанровое кино, практически эталон фантастического боевика восьмидесятых. К произведение искусства первая часть намного сильнее, но вторая столь на неё непохожа, что её лучше оценивать совсем в других категориях. Кстати, "чужие" тоже сделаны во многом под влиянием фантастики пятидесятых. Только там за основу взяты фильмы вроде "Они!/Them!" Гордона Лукаса. Там ведь тоже были спуски с огнемётами в муравейники полные гигантских муравьёв, спасённая девочка в шоке и масштабные битвы армии с инсектоидами в подземельях под Лос Анджелесом.
Отличие режиссёрской версии очень заметно. Достаточно сказать, что добавлена большая сцена с родителями Ньют, нашедшими корабль с яйцами. И это далеко не единственный подарок фанатам.
Резюме: один из лучших образцов в своём жанре, но на мой вкус - худший в сериале. Тем не менее эта самая эпическая и масштабная часть сериала, и в этом качестве она полностью необходима для дальнейшего развития сюжета.

Чужой 3/Alien 3 (1992)

Режиссёр: Дэвид Финчер (David Fincher)
Страна: США
Год выпуска: 1992
Авторы сценария: Уолтер Хилл (Walter Hill), Дэвид Гилер (David Giler), Ларри Фергессон (Larry Ferguson), Винсент Уорд (Vincent Ward)
В ролях: Сигурни Уивер (Sigourney Weaver), Лэнс Хенриксен (Lance Henriksen), Чарльз Даттон (Charles S. Dutton),  Чарльз Дэнс (Charles Dance), Пол МакГэнн (Paul McGann), Брайан Гловер (Brian Glover), Ральф Браун (Ralph Brown), Дэниэл Уэбб (Danny Webb), Кристофер Джон Филдс (Christopher John Fields), Холт МакКэллэни (Holt McCallany)
Продюсеры: Сигурни Уивер (Sigourney Weaver), Уолтер Хилл (Walter Hill), Дэвид Гилер (David Giler)
Жанр: драма, фантастика, хоррор
Страница на imdb
Вариантов продолжения Чужих было довольно много, начиная от серии комиксов, где Чужие захватывали Землю и с ними воевала Ньют, и заканчивая несколькими вариантами сценария фильма. Лучший известный мне - авторства Уильяма Гибсона, классик киберпанка опять не подкачал, написал очень качественный в литературном плане и жёсткий вариант развития темы. Даже немного жаль, что этот вариант уже невозможно в точности экранизировать.
В конце концов вариантов развития оказалось такое количество, что когда Финчер начал снимать фильм у него был на руках только сценарный набросок. Вообще ситуация идеальная для полной деградации темы, режиссёр новичёк, известный только по странноватым рекламам и видеоклипам, отсутствие внятного сценария и концепции... Все предпосылки к превращению в новую франчизу для видео, тот же "Воставший из Ада/Hellraiser" подобным образом деградировали до чёрт знает чего. Однако в итоге получился очень хороший фильм, мой любимый  в сериале. И один из моих любимейших фильмов вообще. Всё же редко бывает, что-бы клипмейкер рекламщик оказался столь безкомпромиссным автором как Финчер... Это потом уже он показал себя и свою религиозную одержимость в "Семь/Se7en" . Не говоря уже о "Бойцовском Клубе/Fight Club" , что ни говори, но однозначно одном из важнейших фильмов для поколения девяностых.
И всё это это блестяще реализовалось уже в этом мрачнейшем фильме про колонию религиозных фанатиков, психопатов и убийц, воюющих без оружия с такой машиной для убийства как ксеноморф.
Ещё один человек, без которого не возникло бы этого прорыва - сама Сигурни Уивер. Театральная актриса и интеллектуал, она уже ко второй части пыталась повлиять на развитие концепции в сторону  большей нестандартности. Кэмерон был в шоке, когда она попыталась убедить его не давать Рипли оружия, дать ей занятся с ксеноморфом сексом а потом убить персонажа. В третей части она сумела выполнить два пункта из трёх.Чужой 3 разрывает шаблон неподготовленного зрителя уже с самого начала. Человек, помнивший оптимистичный хэппи-энд "Чужих/Aliens" получает словно удар под дых в тот момент, когда понимает, что Хигс и Ньют погибли. Затем происходит паталогическая в своей жестокости сцена вскрытия Ньют (Перехваленый за свой цинизм в отношении зрителя Ларс Фон Триер в сравнении с этим - детский сказочник). Зритель добит, лежит на земле с болевым шоком и с ним можно делать всё, что угодно. Финчер и делает, получается визуально совершенная и крайне депрессивная религиозная притча о наступившем апокалипсисе и искуплении жизнью. К финалу уже пошли практически прямые цитаты из Дрейера.
Один из важнейших фильмов, которых я в своей жизни видел. Студийных босов всё это так шокировало, что они отстранили Финчера от проекта на стадии монтажа. Режиссёрской версии просто не существует, в ту что я рассматриваю здесь просто вернули то, что при монтаже выкинули ради хронометража. То есть сцену с Чужим, рождающимся из быка и сцену, когда психопат освобождает запертого Чужого.
Зрителей шокировало ещё больше, фильм полностью провалился в прокате, да и многие критики его как то не поняли.Но на мой взгляд, этот странный артефакт ближе всех из серии приблизился к термину "шедевр".
На любителя, конечно.

Чужой: Воскрешение/Alien Resurrection (1997)

Режиссёр: Жан-Пьерр Жене (Jean-Pierre Jeunet)
Страна: США
Год выпуска: 1997
Автор сценария: Джосс Уэдон (Joss Whedon)
В ролях: Сигурни Уивер (Sigourney Weaver), Вайнона Райдер (Winona Ryder), Доминик Пинон (Dominique Pinon), Рон Перлман (Ron Perlman), Гари Дурдан (Gary Dourdan), Майкл Уинкотт (Michael Wincott), Ким Флауэрс (Kim Flowers), Дэн Хедайя (Dan Hedaya), Дж.Е. Фриман (J.E. Freeman), Брэд Дуриф (Brad Dourif)
Продюсеры: Сигурни Уивер (Sigourney Weaver), Уолтер Хилл (Walter Hill), Дэвид Гилер (David Giler)
Жанр: фантастика, хоррор
Страница на imdb

Собственно после такого ударного финала как третья часть можно было больше ничего не снимать. Тем более, что главный герой мёртв, а создать сравнимого персонажа практически невозможно. Были конечно разные варианты, к примеру в одной версии Рипли просыпалась на Сулако и понимала, что событий третей части было просто сном. (Убивать! Сперва пытать кислотой, а потом убивать) Ещё более ударная вещь авторства "Алекса Ривенджа" (Марии Цветковой-Верниченко) вышла в девяностые в России. В книге Рипли воруют добрые и цивилизованные Чужие,  даже религиозные. И объясняют, что три части фильма людей жрали сиротки, дикие и невоспитанные.
Скорее всего так и не возникло бы нового продолжения, если бы Уивер не узнала о начавшемся проекте "Чужой против Хищника/AVP: Alien vs. Predator" . Её это так разозлило (как и любого нормального человека), что она дала согласие на съёмку новой части. Режиссёром в конце концов взяли француза авангардиста Жана-Пьера Жене. Он как раз снял "Город Потерянных Детей/La cité des enfants perdus", визуальный шедевр в стилистике паропанка, поэтому от него можно было ожидать насыщенный в плане картинки фильм. Но знающие люди могли сразу понять, что в итоге всех ждёт полный цирк, с конями и медведями.У Жене вообще очень интересные представления о кино, и к Чужому он подошёл со своим персональным подходом. Ещё в 79 он написал рецензию на только что вышедшую первую часть.
…Alien - весьма приятная комедия, в которой астронавты, возвращающиеся с луны, пытаются поймать своего кота, прячущегося в ракете. Чтобы сделать это, они используют ряд хитрых уловок, одной из которых даже стало то, что они нашли костюм жука с длинными когтями, чтобы напугать животное. После нескольких инцидентов (один из них погибает от жуткой простуды, слишком сильно кашляя… его коллега в костюме проваливается сквозь двери в космос…), главная леди ловит кота и взрывает планету Криптон…
Самое забавное, свой фильм из серии он снял скорее в духе той рецензии, я имею в виду чёрный юмор и соответствующее отношение к штампам франчизы.
Главное - персонаж Уивер теперь вовсе не та Рипли из классической трилогии. Это Клон-8, гибрид останков Рипли с ксеноморфом, единственный стабильный вариант из серии. Часть памяти Рипли - результат межвидового скрещивания, ксеноморфы имеют родовую память. Инстинкты - соответствующие ксеноморфу, это по сути хищник. Уже этим финтом Жене полностью меняет концепцию сериала, внеся в него идеи близкие лучшим фильмам Кроненберга.
Вообще визуальный ряд и часть положений "Воскрешения" очень близки к ранней авангардной короткометражке Жене "Бункер Последнего Выстрела/Le bunker de la dernière rafale". (Моя любимая у него вещь) Там тоже были некие военные и учёные, проводившие жутковатые эксперименты в замкнутом пространстве. С другой стороны экипаж пиратского корабля явно напоминает фриков из "Города Потерянных Детей/La cité des enfants perdus", даже актёры по большей части те же. Можно резюмировать, что Жене развеселился вовсю, фильм ещё страннее, чем третья часть. Когда я первый раз его смотрел - я практически его не понял. Через несколько лет пересмотрел и был вынужден признать, кино отличное. Нужно просто его понять и привыкнуть к происходящему. Жене внёс кучу находок, от подводных съёмок (напоминающих о том, что Жан-Пьер является представителем одной национальной киношколы с Жаном Виго) до совершенно патологического финала с живородящей Королевой, рождением гибрида и одной из самых жестоких сцен убийства монстроузного ребёнка, которых я видел в подобном кинематографе.
Финальный кадр с помойкой Землёй и разрушенной Эйфелевой башней окончательно закрепляет эффект. Кстати, Уивер тут реализовала третий пункт из списка, она занялась с Чужими сексом. Или чем то очень близким.
Режиссёрская версия отличается от обычной альтернативным началом, оно тут наступает с более ранних событий. А титры вообще полный абсурд. И весьма ехидный по сути.
Резюмирую. Не шедевр, но очень неплохо. Точно лучше второго фильма. Естественно всё провалилось в прокате, и был дан зелёный свет "Чужому против Хищника/AVP: Alien vs. Predator", что является очередным доказательством наступления конца Кали-Юги. Всё деградирует.
P.S
А андроид Колл в исполнении Вайоны Райдер - безусловно один из самых сексуальных тостеров в истории кино.
Аминь

(
Comments
|Comment on this)

драма, Лэнс Хенриксен, Джон Харт, Рон Перлман, Кэрри Хенн, Дэвид Финчер, 1992, Том Скерритт, Ханс Руди Гигер, Майкл Бьен, Пол Райзер, хоррор, боевик, Билл Пэкстон, Чарльз Дэнс, Уолтер Хилл, рецензия, триллер, Чарльз Даттон, Вайнона Райдер, Гари Дурдан, Дэвид Гилер, 1986, Рональд Шусетт, Джеймс Камерон, Гарри Дин Стэнтон, Доминик Пинон, Дэн О’Бэннон, Йен Холм, Ларри Фергессон, 1979, Вероника Картрайт, Джосс Уэдон, фантастика, Жан-Пьерр Жене, Ридли Скотт, 1997, США, Пол МакГэнн, Винсент Уорд, Сигурни Уивер

Previous post Next post
Up