Мать (1926)
Режиссёр:
Всеволод ПудовкинСтрана:
СССРГод выпуска:
1926Автор сценария:
Натан ЗархиВ ролях:
Александр Чистяков,
Анна Земцова,
Вера Барановская,
Иван Коваль-Самборский,
Николай БаталовОператор:
Анатолий ГоловняЖанр:
драма,
немое киноСтраница на imdb Когда говорят о советском кино двадцатых, обычно вспоминают Эйзенштейна.
И это вполне объяснимо, уникальный был автор. Не только как режиссёр,
хотя высочайшее качество его фильмов не могут отрицать даже самые
предубеждённые критики. Главное в другом, Эйзенштейн был просто
блестящим теоретиком, можно даже сказать философом. Редкий случай, когда
человек не просто снимает великие фильмы, но и подробно описывает, про
что и зачем он снимает.
Неудивительно, что эта титаническая фигура заслоняет для части
потомков все прочие кинопроцессы своего времени. Я имею в виду, для тех
потомков, которым лень копаться глубже в предмете. Но на самом деле
тогда была просто какая-то "Эпоха Возрождения" - количество и качество
фильмов буквально зашкаливало. И лучшие режиссёры шли своими, отличными
от Эйзенштейновских путями. "Мать" Пудовкина - блестящий пример. Мне
даже показалось, что это открытая полемика с первым Эйзенштейновским
шедевром, "Стачкой"
(
imdb).
Начало "Матери" - тоже история попытки устроить забастовку на заводе
во время событий 1905 года. Но какой контраст в реализации. Эйзенштейн
сделал фильм, в котором отдельные персонажи вообще не имели особого
значения, героем там был сам завод. Пудовкин же снял историю одной
семьи, через которую проходит та трещина, которая в будущем приведёт к
глобальной мясорубке. Отец уже завербован в чёрную сотню, сын - прячет
перед стачкой оружие. На следующий день один будет убит забастовщиком во
время подавления бунта, другой - сядет, сданный собственной матерью.
Да, вы правильно поняли, история, показанная в фильме довольно
далека от оригинального романа Горького. Мне кажется, что основная тема
фильмов Пудовкина немого периода - тема бессознательного предательства,
осознания и исправления ошибки. Именно вокруг этого прямо построен сюжет
"Конца Санкт-Петербурга"
(
imdb) и частично, история монгола из "Потомка
Чингиз-Хана"
(
imdb). Но нигде это не подано так мощно, как в "Матери".
Весь фильм Пудовкина - история взросления, как матери, так и сына.
События, происходящие в нём, не менее глобальны, чем у Эйзенштейна. Но
решены они в своей, оригинальной манере, с вниманием к мелким деталям и
высочайшим психологизмом. Один из моих любимых моментов - когда Павел,
привезённый на суд, выходит из тюремной кареты и на минуту
останавливается, оглядываясь вокруг. Только тот, кто так выходил из автозака, поймёт этот момент целиком.
Кстати, этот психологизм, по моему, вовсе не отход от "кулешовской
школы", к которой, как известно, изначально принадлежал сценарист и
актёр Всеволод Пудовкин. Строго говоря, сам Лев Кулешов в тот же год
снимал «
По Закону»
(
imdb), фильм исключительного психологизма, но решённый во
всё том же техническо-формалистском духе, с высочайшим
профессионализмом. И в Пудовкине тоже очевидна эта школа, он снимает
революционную драму как холодный профи, отлично знакомый с законами
жанрового кино.
Актёры - очень хороши. Вера Барановская, конечно, вне конкуренции,
но лично я был рад увидеть, в первую очередь, Баталова. Очень высоко
ценю его после "
(
imdb)
Третьей Мещанской" Роома.
Кстати, немаловажный факт. В 1928 году Антонен Арто, в ходе "второго
спектакля театра Альфреда Жари" показал в Париже фильм "Мать",
запрещённый французской цензурой. Вот как он сам это прокомментировал:
"Мать" по Горькому, революционный фильм Пудовкина, запрещенный
цензурой; он был показан, прежде всего, ради содержащихся в нем идей,
далее - по причине своих достоинств и, наконец, с целью выразить протест
по отношению к той же цензуре.
Учитывая довольно критическое отношение Арто к марксизму-ленинизму,
это признание мне кажется особенно важным. Противоположности сходятся,
если речь идёт о настоящем искусстве.
Резюме: Шедевр.
(
Comments |
Comment on this)