Ужас в Космосе/Terrore nello spazio (1965)
Режиссёр:
Марио Бава (Mario Bava )
Страна:
Испания,
ИталияГод выпуска:
1965Авторы сценария:
Марио Бава (Mario Bava),
Альберто Бевилацкия (Alberto Bevilacqua), Антонио Роман (Antonio Román), Рафаэль Сальвиа (Rafael J. Salvia), Каллисто Косулиш (Callisto Cosulich) по рассказу Ренато Пестриниеро (Renato Pestriniero).
В ролях:
Анхель Аранда (Ángel Aranda),
Бэрри Салливан (Barry Sullivan),
Норма Бенгелл (Norma Bengell)
Жанр:
фантастика,
хоррорСтраница на imdb Для начала расставлю всё точки над i. Наиболее популярный вариант названия, "Планета
Вампиров", мне лично кажется очень глупым. Как минимум. Ну нет там ни
одного вампира, и ничего даже слегка похожего не наблюдается. По моему
странно следовать в переводе названия концепциям американских
прокатчиков.
Теперь обственно про фильм.
Он более чем необычен для Бавы, поскольку это его первый и единственный опыт в чистой фантастике.
Впрочем Бава, как истинный профессионал, теоретически вполне мог
работать с любым материалом, для итальянцев того периода было
нехарактерно ограничивать себя в выборе жанров.
Сюжет довольно слаб, хотя его и писал целый табор сценаристов.
Два звездолёта, загадочная планета, и нечто злобное в тумане. В принципе
- ничего необычного, фантастика развивала подобные сюжеты уже
десятилетиями, теоретически даже советскую "
Туманность Андромеды"
(
imdb) можно
было бы к этому жанру причислить, за эпизоды на планете в системе Железной Звезды. Terrore
nello spazio выделяется совсем другим. Тут центральный вопрос не "что",
тут главное - "как"? Марио был настоящим гением дизайна, он был способен
создавать целые картины из дыма и подсветки. Элементарный пример, "Ад/
Inferno" Ардженто потерял бы очень многое без поставленного Бавой света,
его рука видна там с первого кадра. А тут сам материал дал режисёру
повод развернутся на всю катушку. Исключительно милые пластмассовые
звездолёты на фоне звёзд, поразительный интерьер внутренних помещений и
внешний вид костюмов. Смотришь и сердце радуется. Планета "Аура" сделана
просто на грани гениальности, напоминает чуть ли не импрессионистов.
Сравнение натянутое, сам понимаю. но всё равно, напоминает. Лучший эпизод
в визуальном плане - обнаружение инопланетного звездолёта, очень хорошо
видно, откуда черпали своё вдохновение Ридли Скотт и Гигер, снимая
схожий эпизод в первом "Чужом/
Alien". При этом эти два эпизоде внешне не
похожи, но атмосфера и там и там передана отлично.
Ещё очень
хороши эпизоды с погребением. И момент, когда порабощённые астронавты
встают. И момент с вскрытием пустых могил. Собственно к визуальной
стороне претензий нет, хороший ретрофутуризм, почти барочный по
богатству красок.
Что очень не понравилось - антропоцентричность
мышления инопланетян, это, конечно, общее место всей старой фантастики, но
всё равно, раздражает. Уже момент, когда существо с совершенно чужого
во всём мира начинает говорить человеческими штампами о спасении родины
слегка напрягает. Но финал, где чужаки оставшись одни продолжают
говорить как люди, анализируя случайно найденную дикую планету Земля,
добавляет немало минусов к окончательной оценке.
Да, про планету Земля. Для англоязычной версии фильма, судя по imdb, было задействовано ещё два сценариста. Так вот, хотя я не нашёл подтверждение этого ни в одном источнике, включая англоязычные, но меня терзают смутные подозрения, не добавили ли финал с открытием Земли сами американцы? Дело в том, что гениальный "Икар-1/
Icarus XB 1" Полака в Америке AIP издал под названием "Voyage to the End of the Universe" и добавили именно такой, идиотский финал, сделав чешских космонавтов инопланетянами, открывшими Землю.
Резюме: за сценарий четвёрка.
За визуальный ряд - восьмёрка с плюсом.
Классика, хуле.
(
Comments |
Comment on this)