Голем. Как он пришёл в наш мир / Der Golem, wie er in die Welt kam (1920)

Mar 06, 2009 22:53

Голем. Как он пришёл в наш мир / Der Golem, wie er in die Welt kam (1920)

Режиссёры: Поль Вегенер (Paul Wegener), Карл Безе (Carl Boese)
Страна: Германия
Год выпуска: 1920
Авторы сценария: Генрих Гаален (Henrik Galeen), Поль Вегенер (Paul Wegener) по мотивам романа Густава Майринка (Gustav Meyrink)
В ролях: Поль Вегенер (Paul Wegener), Отто Гебюр (Otto Gebühr), Эрнст Дойч ( Ernst Deutsch), Лида Салмонова (Lyda Salmonova), Альберт Штайнрюк (Albert Steinrück), Ганс Штюрм (Hanns Sturm), Макс Кронерт (Max Kronert), Отто Гебюр (Otto Gebühr), Лотар Мютел (Lothar Müthel)
Операторы: Карл Фройнд (Karl Freund), Гвидо Зеебер (Guido Seeber)
Жанр: киноэкспрессионизм, мистика, немое кино, хоррор
Производство:Projektions-AG Union (PAGU)
Страница на imdb

Надеюсь что где нибудь, в маленькой провинциальной синематеке, в коробке с надписью "Чарли Чаплин", никем не замеченные лежат два первых фильма из цикла про Голема. Крайне редко бывает, что бы третьий фильм сериала был лучше первых двух. Но нам известен только один фильм Вегенера про Голема. И он гениален.
Это предыстория событий, как сейчас говорят - "приквел",
в этом фильме Вегенер решил показать, как именно сей "глиняный парниша" явился в Прагу.
Для начала хотелось бы поставить все точки над i в вопросе влияния на фильм романа Майринка. Конечно, на первый взгляд между текстом "Голема" и этим фильмом нет практически ничего общего. Действие происходит в разные эпохи, персонажи тоже различны, особенно это заметно по Мириам, в фильме это имя несёт вполне приземлённая, обычная девушка, во многом благодаря легкомыслию которой в финале произошла весьма красочная бойня.
Однако в тексте романа есть фрагмент, прямо описывающий ключевой эпизод фильма:

"Этот раввин был как то даже приглашён в Град, где на глазах самого императора заклинал тени мёртвых, призрачной чередой шествовавших перед изумлённым взором знатных особ, почтивших своим вниманием сию диковинную церемонию"

Легендарный кинокритик Зигфрид Кракуэр в описании этой сцены спорол жуткую чушь.
Дабы смягчить разгневанного владыку, раввин Лёв волшебными чарами вызывает к жизни вереницу библейских героев. Среди них - Агасфер, который утверждается на земле и даже грозит разрушить императорский дворец. Владыка в панике готов отменить указ о еврейском переселении, если раввин отвратит нависшую над ним беду. Тогда раввин Лёв велит своему слуге Голему защитить императорские покои. Тот повинуется ему с автоматической проворностью робота. Итак, разум превращает грубую силу в орудие освобождения угнетенных. Но фильм, бросив эту тему на полпути (он сосредоточивает внимание на том, как Голем освободился от своего хозяина), постепенно превратился в набор бессмысленных небылиц. 
По моему ужас, "разум превращает грубую силу в орудие освобождения угнетенных." Всё же просвещённые и прагматичные левые либералы в принципе не способны адекватно анализировать некоторые вещи. Во первых, не Агасфер а Моисей. Во вторых - момент по сути своей очень глубокий, впервые на моей памяти показано взаимодействие и столкновение мифологического и "реального" времён, когда прошлое в виде Моисея времён Исхода может прямо взаимодействовать  с наблюдателями из императорского дворца в Праге. Причём взаимодействовать крайне жёстко, карая жителей "будущего" за насмешки и недостаточное почтение.

Однако достоинства этого фильма совсем не ограничиваются одним гениальным эпизодом. Тут всё хорошо. Декорации гетто наглядно показывают, что идеи "Кабинета доктора Каллигари/Das Cabinet des Dr. Caligari" в те годы буквально носились в воздухе. Даже если это не было прямым влиянием. Сценарий Гаалена хорош, всё же он был достойным конкурентом великого Карла Майера.
Общее настроение фильма явно сочуственно по отношению к гонимым евреям. Хотя трудно объяснить логично, почему для защиты от обвинений в чёрной магии необходимо немедленно занятся этой самой чёрной магией и предьявить гонителю результаты труда.
Вегенер - просто монстр, от его фигуры действительно веет угрозой, роль уровне лучших работ Карлоффа. Разумеется, американский хоррор тридцатых годов явно находился под влиянием этой картины, по крайней мере Уэйлу он наверняка был знаком, слишком много парралелей с фильмами про Франкенштейна.

Резюме: Один из фильмов, обязательных к просмотру. Очень странно, что создатель этого, фактически проеврейского фильма, в последствии пошёл на служение к нацистам. Впрочем, не он один был такой.


(
Comments
|Comment on this)

Поль Вегенер, рецензия, немое кино, Густав Майринк, Генрих Гаален, Карл Фройнд, Лида Салмонова, мистика, киноэкспрессионизм, 1920, Германия, хоррор

Previous post Next post
Up