Третья Мещанская (1927)

Mar 07, 2009 16:27

Третья Мещанская (1927)

Режиссёр: Абрам Роом
Страна: СССР
Год выпуска: 1927
Авторы сценарий: Абрам Роом, Виктор Шкловский
В ролях: Владимир Фогель, Людмила Семёнова, Николай Баталов, Мария Яроцкая, Леонид Юренев, Елена Соколова
Жанр: драма, мелодрама, немое кино
Производство: Совкино
Страница на imdb

Возможно самый "не советский" советский фильм 20 годов. И дело вовсе не в теме "любви втроём", хотя сюжет действительно своеобразен. Шкловского потом обвиняли в намеренном использовании истории Маяковского и Брика, благо он был хорошо знаком с обоими.
Дело в другом, своей камерностью и лёгкостью фильм напоминает довоенную французскую киношколу. Киноимпрессионизм. Даже монтаж скорее напоминает не советскую "диалектическую" школу, а французскую "кинетическую". Тот же упор на движение поездов, машин и станка, чередование света и тени и текущую воду. Связанные в основном персонажем Фогеля. Можно сказать, что фильм о противостоянии движения и стагнации, причём в роли места, где останавливается время, выступает обычная советская семья.

Человек попадает в семью фронтового друга, начинает роман с его женой, для которой он становится буквально глотком свежего воздуха.
Но быстро застывает и становится копией своего друга/соперника.

Сценарий Шкловского великолепен и вполне сравним с моим любимым у него сценарием к  По Закону (imdb). Шкловский вообще великолепен во всём, авангардист и формалист, один из лидеров "Леф", и заодно ветеран войны и бывший эсэр. Как уцелел, неясно.

Ещё меня поразило, как хорошо Роом пользуется индексами и символами, у него каждый эпизод выстроен так, что хочется аплодировать. Особенно это касается "эротических" сцен, он ухитряется передать секс через намёки, вроде эпизода с гаданием, где рука ложит карту с валетом лицевой стороной на открытую карту с дамой. Или эпизод с свистящим чайником в момент прихода "бывшего" мужа. Но всё это можно сказать и про любой другой эпизод, лень даже пытаться перечислить, поэтому выделю только совершенно гениальную сцену в клинике для абортов.
Актёры играют столь же хорошо, как Роом снимает а Шкловский пишет. Особенно порадовал Фогель. Хотя и про Баталова не могу сказать ничего плохого, так же как и про актрису "фэксов" Людмилу Семёнову. Похоже уже к концу 20 годов сложилась великолепная советская актёрская школа, в последствии ставшая безусловной гордостью отечественного кино.
И самое интересное - финал. Авторы потом говорили, что они всё завершили на полуслове, бегством жены, по элементарной причине - им было больше нечего сказать. Но выглядит это скорее как передача эстафеты, железная дорога и мчашиеся перед лицом Людмилы телеграфные столбы напоминают про начало фильма, сцену с приездом Владимира в город. Словно энергия передалась от сломавшегося человека к его любовнице, продолжившей путь. В Третей Мещанской очень остро ощущается переломный момент в истории страны. Революция кончилась. Начинается застой. И в данном случае "застывают" бывшие красноармейцы.

Оценку нужно выставлять, или и так понятно?


(
Comments
|Comment on this)

мелодрама, рецензия, Владимир Фогель, драма, немое кино, Людмила Семёнова, СССР, Николай Баталов, 1927, Виктор Шкловский, Абрам Роом

Previous post Next post
Up