Третья Мещанская (1927)
Режиссёр:
Абрам РоомСтрана:
СССРГод выпуска:
1927Авторы сценарий:
Абрам Роом,
Виктор ШкловскийВ ролях:
Владимир Фогель,
Людмила Семёнова,
Николай Баталов,
Мария Яроцкая,
Леонид Юренев,
Елена СоколоваЖанр:
драма,
мелодрама,
немое киноПроизводство:
СовкиноСтраница на imdb Возможно самый "не советский" советский фильм 20 годов. И дело вовсе не в теме "любви втроём", хотя сюжет действительно своеобразен. Шкловского потом обвиняли в намеренном использовании истории Маяковского и Брика, благо он был хорошо знаком с обоими.
Дело в другом, своей камерностью и лёгкостью фильм напоминает довоенную французскую киношколу. Киноимпрессионизм. Даже монтаж скорее напоминает не советскую "диалектическую" школу, а французскую "кинетическую". Тот же упор на движение поездов, машин и станка, чередование света и тени и текущую воду. Связанные в основном персонажем Фогеля. Можно сказать, что фильм о противостоянии движения и стагнации, причём в роли места, где останавливается время, выступает обычная советская семья.
Человек попадает в семью фронтового друга, начинает роман с его женой, для которой он становится буквально глотком свежего воздуха.
Но быстро застывает и становится копией своего друга/соперника.
Сценарий Шкловского великолепен и вполне сравним с моим любимым у него сценарием к
По Закону (
imdb). Шкловский вообще великолепен во всём, авангардист и формалист, один из лидеров "Леф", и заодно ветеран войны и бывший эсэр. Как уцелел, неясно.
Ещё меня поразило, как хорошо Роом пользуется индексами и символами, у него каждый эпизод выстроен так, что хочется аплодировать. Особенно это касается "эротических" сцен, он ухитряется передать секс через намёки, вроде эпизода с гаданием, где рука ложит карту с валетом лицевой стороной на открытую карту с дамой. Или эпизод с свистящим чайником в момент прихода "бывшего" мужа. Но всё это можно сказать и про любой другой эпизод, лень даже пытаться перечислить, поэтому выделю только совершенно гениальную сцену в клинике для абортов.
Актёры играют столь же хорошо, как Роом снимает а Шкловский пишет. Особенно порадовал Фогель. Хотя и про Баталова не могу сказать ничего плохого, так же как и про актрису "фэксов" Людмилу Семёнову. Похоже уже к концу 20 годов сложилась великолепная советская актёрская школа, в последствии ставшая безусловной гордостью отечественного кино.
И самое интересное - финал. Авторы потом говорили, что они всё завершили на полуслове, бегством жены, по элементарной причине - им было больше нечего сказать. Но выглядит это скорее как передача эстафеты, железная дорога и мчашиеся перед лицом Людмилы телеграфные столбы напоминают про начало фильма, сцену с приездом Владимира в город. Словно энергия передалась от сломавшегося человека к его любовнице, продолжившей путь. В Третей Мещанской очень остро ощущается переломный момент в истории страны. Революция кончилась. Начинается застой. И в данном случае "застывают" бывшие красноармейцы.
Оценку нужно выставлять, или и так понятно?
(
Comments |
Comment on this)