Супермен поневоле, или Эротический мутант (1993)
Режиссёры:
Никита Джигурда,
Станислав ГайдукСтрана:
РоссияГод выпуска:
1993Автор сценария:
Никита ДжигурдаВ ролях:
Алена Хмельницкая,
Анатолий Равикович,
Виктор Павлов,
Дмитрий Щеглов,
Наталья Егорова,
Никита Джигурда,
Светлана Немоляева,
Юрий ЯковлевКомпозитор:
Никита ДжигурдаЖанр:
sexploitation,
боевик,
эротикаПроизводство:
Джиникис,
КИМС,
Московская правда,
Вега-банк,
НЭП,
Деметра Советский и постсоветский русскоязычный кинематограф периода конца восьмидесятых и первой половины девяностых ещё ждёт пытливого и беспристрастного исследователя. Слишком много фильмов было снято в период корпоративного бума, причём зачастую очень необычных. Иногда - талантливых, даже очень талантливых, вроде моего любимого
Гонгофер Килибаева. Но для адекватного понимания духа той эпохи нужно смотреть в первую очередь образцы "чернухи", эксплуатационной халтуры, снятой за копейки. Тем более, что подобное кино зачастую действительно интересно смотреть.
Думаю, не нужно объяснять, что такое Джигурда. Великолепный образец того, что получается из трагического несоответствия между самомнением и талантом (точнее - интеллектом). Песни "под Высоцкого", но глупые и с матом, съёмки в фильмах про "любить по рррусски", пафосные стихи и занятие плохо понятой псевдоэззотерикой. Полный набор. Однако я очень удивился, когда узнал что в 93 году этот титан мысли и отец русской теософии ухитрился снять чисто свой, целиком авторский фильм. Выступив там и автором сценария, и режиссёром, и исполнителем главной роли. Просто Орсон Уэлс из глубинки.
Сперва цитата. Большая. Но важная.
Никита, на вашего "Супермена поневоле " в Москве аншлаги.
Н.Д.: В центральных столичных кинотеатрах ("Художественный", "Москва") были переполненные залы. Сейчас даже на американские фильмы приходит 30-40 человек, а у меня - аншлаги. Но я это связываю с тем, что многие идут на фильм, зная меня по песням. У американцев давно отработана система, когда выходит картина, то на рекламу ее тратят порой столько же, сколько стоит она сама, и даже больше У нас нет этого процесса, и какой бы хороший фильм ты ни сделал - с рекламой напряженка. У нас ведь было идеологическое государство Картину сделали, наверху сказали, что надо ее показывать. И показывали По всей стране А сейчас все это кончилось, и получается, что режиссер сделал фильм а дальше некому заниматься его прокатом А почему некому? Да потому, что на кинорынок выставляются американские фильмы не первой свежести, которые продаются по дешевке, и прокатчик говорит; "Извините, ребята, вы сделали хороший фильм, нравственный и т.п., но он дорогой, да и проигрывает американским, потому что вы не думали о зрителе.
Американцы же изначально (капитализм на ЭТОМ построен!) думают о человеке, о сбыте своей продукции. Сначала был жестокий капитализм (как у нас сейчас), потом поняли, что лучше поделиться с людьми, лучше работать на людей. Это будет выгодней. Тогда и тебе люди отдадут В итоге сейчас мы получили то, что по телевизору взахлеб смотрят "мыльные оперы", созданные, как правило, 15 лет назад. Это говорит о том, что уровень МАССОВО.Й культуры у нас, увы, стоит на уровне Мексики 1970-х годов!
А я хочу делать такие фильмы, чтоб их смотрели НАШИ люди, молодые, в первую очередь. Чтоб смотрели и видели, что есть добро и оно может победить зло, что выгодно быть честным. Или выгодно стараться быть честным.
Я поставил себе целью доказать, что можно и сегодня сделать фильм, на который люди пойдут, и мое имя эту задачу тоже выполняет, потому что люди, которые меня знают по песням, идут на картину
Я отличаюсь от многих режиссеров главным образом тем, что снимаю быстро и с друзьями-единомышленниками, которые не требуют миллионных гонораров, понимая, что у меня их нет Поскольку я - это другое в сравнении с ними поколение я чувствую время, в которое мы живем, и снимаю кино об этом времени. В течение месяца я помногу раз выхожу к зрителю и чувствую его дыхание. Я пою песни и знаю, что нравится, и что не нравится людям. От этого я отталкиваюсь и переношу все это в кино.
Москва - Екатеринбург, май 1994, "На смену!" № 184(14820) от 29 сентября 1994 г
Великолепное интервью. Аншлаги, самомнение. Но одна фраза ключевая, чувство времени. Попробую пояснить.
Фильм - ужасен. Запредельно ужасен. Я видел много кинохалтуры, но даже мой опыт не подготовил меня к этому зрелищу. Нулевая работа оператора и актёров, постоянно повторяющиеся кадры "флешбеки", к примеру кадр с разбивающейся бутылкой повторился раз пятнадцать как минимум. Невозможно понять, что снято смешнее - драки или эротика. Хотя по поводу эротики зритель всё понимает уже на на начальных титрах, где сообщается о том, что "в интимных сценах госпожу Хмельницкую дублирует Соня Белкина". Кстати, как актриса Соня Белкина намного лучше госпожи Хмельницкой, поскольку у неё хоть тело есть. Вообще, если ты снимаешься в глупом экспло - будь любезна сама демонстрировать груди и всё остальное. Как человек Белкина тоже гораздо интереснее, её до сих пор Интерпол ищёт. За ограбление банка.
Сценарий словно написан сексуально озабоченным дауном. Диалоги в основном матом, причём с акцентуацией на половых органах, их размерах и всём связанным. Что характерно, лиричные диалоги тоже вертятся вокруг этого, когда зрителю навязчиво повторяют о огромных размерах вышеупомянутого органа, и умении этим пользоваться, причём персонаж, в адрес которого идут эти дифирамбы сам же написал сценарий... это подозрительно. Если не сказать хуже. Однако при всё этом, дух времени уловлен идеально. Если в других фильмах эпохи точному отражению данного духа обычно мешали уровень интеллекта и связанная с этим саморефлексия режиссёров/сценаристов, то у Джигурды, в связи с тотальным отсутствием работоспособного головного мозга, всё получилось на десять по пятибальной. Итак, есть некий "учёный", работает инженером, но заодно создаёт некое открытие. И пытается его защитить от загребущих рук, которые сиё открытие на запад продают... нет, стоп, всё не так. За весь фильм нам так и не намекнули, что это за открытие, у автора на такое не хватило фантазии. Зато хватило на долгие монологи о плохом Ленине и большевиках, виноватых во всём. Изобретение продают в Турцию. Но его ещё можно защитить и вернуть автору. Если собрать деньги. Логичная связь отсутствует как факт. И изобретатель, в перерывах между монологами о злых большевиках и избиениями всех подряд, кто в кадре появился (настоящий учёный), задумывается о добыче средств. Естественно из альтруистических побуждений, всё ради науки. Ради науки он решает грабить и пытать неких должников, причём должных не ему. Останавливает его только то, что с ним хочет пойти его баба, а бабе доверять нельзя, её защищать нужно. Но баба решает сама всё устроить, ибо изобретение и т.д. И мы наблюдаем, как сугубо положительный, даже светлый персонаж картины, устраивает налёты на квартиры, где разогревает утюги и избивает обитателей. И это в художественном пространстве фильма - норма. Зато менты, поймавшие эту красотку и запугавшие-избившие до того состояния, что она в окно прыгнула - плохие. Пытать можно только своим, право на насилие переходит от государства к непонятым "интеллигентам", не способным связать двух слов, но уверенных, что во всём виноваты кто угодно кроме них самих. Впервые я увидел фильм, полностью высказавший точку зрения тех, кто стал основной ударной силой "передела" девяностых. История Сони Белкиной доказывает, что автопортрет поколения получился пугающе точным.
Всю эту красоту удачно дополняет псевдоартхаусный монтаж, когда один и тот же момент (к примеру секс возле костра) нам показывают много раз и с разных ракурсов, причём эти кадры возникают совершенно неожиданно и не связанно с сюжетом. И главное - это всё под песни и стихи Джигурды. В стихах он в основном рассуждает про материю и духовность. Так сказать, "Сталкер", снятый имбецилом.
Короче, в этом фильме прекрасно абсолютно всё. Ну за одним исключением, среди актёров есть несколько профессионалов старой советской актёрской школы, не способных так халтурить. К счастью, они появляются на считанные минуты. У Яковлева - пара реплик, Виктора Павлова просто пытают, больше всего жаль Светлану Немоляеву - у неё роль минут на десять. Если в фильмах у Эда Вуда появления старого Лугоши вызывают у зрителя светлое чувство, а тут я испытывал только раздражение. Актёры не виноваты в том, что им нужно было как то выживать и что то есть, но Джигурда, скупающий их как петрушку на рынке ради надписи в титрах, на мой взгляд, выглядит очень мерзко. Однако это единственный реальный минус, в остальном я фильм смотрел с удовольствием, очень смешное зрелище. Особенно в конце, когда герой начал строить дельтаплан с целью сбежать в Турцию. Важное замечание - никакой мутации в фильме нет. Ни эротической, ни обычной. Так что название просто гениально.
Резюме:
Мощь и Трепет.
Жаль, что Никита не продолжил, было бы весело. Тем более что он собрался:
Сейчас я работаю над продолжением моего "Супермена поневоле..." Это будет боевик с положительным, героем на русской, славянской основе, фильм не будет скучным. И нашему герою зрители должны хотеть подражать, хотеть стать такими же, как этот герой. Я должен показать, что добро МОЖЕТ постоять за себя и выиграть. У моего героя Четко выраженная философия, антикоммунистическая. Даже не антикоммунистическая, НОРМАЛЬНАЯ, человеческая.
(
Comments |
Comment on this)