Автокатастрофа/Crash (1996)
Режиссёр:
Дэвид Кроненберг (David Cronenberg)
Страна:
КанадаГод выпуска:
1996Автор сценария:
Дэвид Кроненберг (David Cronenberg), по роману
Джеймса Балларда (J.G. Ballard)
В ролях:
Дебора Кара Ангер (Deborah Kara Unger),
Джеймс Спейдер (James Spader),
Розанна Аркетт (Rosanna Arquette),
Холли Хантер (Holly Hunter),
Элиас Котеас (Elias Koteas)
Композитор:
Говард Шор (Howard Shore)
Оператор:
Питер Сушицки (Peter Suschitzky)
Жанр:
арт-хаус,
драмаСтраница на imdb Воган умер вчера, в своей последней автокатастрофе. За время нашей дружбы он репетировал свою смерть во множестве катастроф, но только эта была его единственным настоящим несчастным случаем. Ведомая по траектории столкновения к лимузину киноактрисы, его машина перелетела через ограждения эстакады возле Лондонского аэропорта вонзилась в крышу автобуса, заполненного авиапассажирами. Размозженные тела загруженных в него туристов все еще лежали поперек виниловых сидении, напоминая лучи кровоточащего солнца, когда час спустя мне удалось просочиться сквозь толпу полицейских механиков. Держась за руку своего шофера, киноактриса Элизабет Тейлор, умереть с которой так много месяцев мечтал Воган, стояла под вращающимися огнями кареты скорой помощи. И когда я, встав на колени, склоняюсь над телом Вогана, она кладет облеченную в перчатку руку себе на горло.
(с)Джеймс Баллард.
Этот фильм я смотрел два раза. И оба раза под другим углом зрения.
В первый раз я его посмотрел просто как еще один пример творчества позднего Кроненберга, уже отказавшегося от авторской фантастики на тему физических мутаций в пользу более реалистичных по стилистике фильмов о мутациях психологических. На самом деле очень жаль, что его стилистика так сильно изменилась, тема изменения человека была куда сильнее решена раньше, в безумных вещах вроде "Видеодрома/
Videodrome". Поздние фильмы, к сожалению, намного стандартнее. Как совершенно неудачный фестивальный артхаус "Паук/
Spider", так и довольно неплохая "История Насилия/
A History of Violence" (переведенное на русский как "Оправданная Жестокость). "Восточные Прелести/
Eastern Promises", почему то переведенные как "Порок на Экспорт" я не отношу ни к какой категории, поскольку смог посмотреть не более пяти минут. Это уже не смена стилистики, это скорее старческий маразм наступил раньше срока.
И рассматриваемый фильм я сперва оценил как продолжение данной тенденции. Герой, названный именем Джеймс Баллард, попадает в автокатастрофу, и это переживание резко меняет его сексуальную жизнь. Вскоре он встречается с группой технофетишистов, испытывающих сексуальное удовольствие от имитации аварий. И весь фильм - история взаимоотношения Балларда с лидером данной группы, Воганом. Фильм показался несколько спорным, особенно в плане подбора актеров на главные роли. Но неплохим.
Второй раз я его посмотрел после того, как купил оригинальный роман Балларда. И прочитал практически запоем.
Оказалось, что холодный и заторможенный ритм картины практически идеально передает ритм самой прозы. Само описание переломов, рваных ран и спермы на панели управления вызывает те же ощущения, что и холодная электронная музыка, под которую бьются машины в фильме. Хотя Кроненберг внес заметные изменения в сюжет, связанные со временем и местом действия (в романе речь идет о трассах вокруг Лондонского аэропорта в начале семидесятых, а действие фильма происходит в Канаде девяностых), но суть романа передана действительно точно. Есть байка, что рукопись этого романа издатель в свое время вернул с припиской "автор явно патологически болен". И фильм передает это ощущение тотальной патологии. Это ближе к фантастике. Такой сюжет можно назвать вполне киберпанковским, просто без антуража в виде хакеров и якудза. Это роман о том, как меняется сексуальность человека при прямом столкновении с технологией. О том, как техника рвет на части тело и изменяет сознание выжившего. Об эволюции.
Практически Кроненберг второй раз смог экранизировать принципиально неэкранизируемый роман, первым был "Голый Завтрак/
Naked Lunch" по Берроузу. Разумеется, при экранизации было утеряно многое, к примеру безумнейший на бумаге эпизод кислотного трипа на скоростной трассе, закончившийся гомосексуальным актом и попыткой убийства на экране, совершенно не заметен, просто еще один эпизод. Но это понятно, ведь физически невозможно снят такое:
"Мимо нас неслись машины. Изменились пропорции. Словно огненные утесы проносились над нами развязки. Сливающиеся и поворачивающие разделительные линии превратились в лабиринт белых змей, они корчились под колесами машин, которые, мчась с беззаботностью дельфинов, пересекали их спины. Дорожные знаки висели над головой, словно щедрые бомбардировщики. Я прижал ладони к кромке руля, бесцельно ведя машину сквозь золотистый воздух. Нас обогнали два автобуса и грузовик, их колеса казались неподвижными, словно эти повозки были частью подвешенной к небу сценической декорации. Я посмотрел по сторонам, и у меня сложилось впечатление, что все машины на шоссе были неподвижны, а под ними, создавая иллюзию движения, крутилась земля. Мои предплечья были жестко сочленены с рулевой колонкой, и я ощущал малейшие колебания колес, увеличенные в сто раз, так что каждый камешек и бугорок мы пересекали как поверхность маленького астероида. Урчание трансмиссии отзывалось в моих ногах и позвоночнике, отра жалось эхом от коробки моего черепа, словно я сам лежал в туннеле трансмиссии, взявшись руками за коленвал и вращая ногами, чтобы разогнать машину."
Резюме:
Один из лучших фильмов позднего Кроненберга.
Но смотреть лучше после ознакомления с романом.
(
Comments |
Comment on this)