Алчность/Greed (1924)

Oct 11, 2009 17:10

Алчность/Greed (1924)

Режиссёр: Эрих фон Штрогейм (Erich von Stroheim)
Страна: США
Год выпуска: 1924
Авторы сценария: Эрих фон Штрогейм (Erich von Stroheim), Джозеф Фарнхам (Joseph Farnham), Джун Матис (June Mathis) по роману , Френка Норриса (Frank Norris)
В ролях: Гибсон Гоуленд (Gibson Gowland), Дэйл Фуллер (Dale Fuller), Жан Хершолт (Jean Hersholt), Зазу Питтс (Zasu Pitts), Темп Пижо (Tempe Pigott)
Операторы: Бен Рейнольдс (Ben F. Reynolds), Вильям Дэниел (William H. Daniels)
Жанр: драма, немое кино
Страница на imdb

В истории было уничтожено много фильмов. случайно утеряно, сознательно смыто. Но ни одна потеря меня так не злит, как история уничтожения фильма "МакТиг", дела всей жизни великого Штрогейма.
Просто цитата. Большая. Но необходимая:

Я показал телеграмму мистеру Майеру, - писал режиссер, - но он ответил мне, что ему плевать и на Рэкса Ингрэма и на меня, поскольку фильм принесет фирме чистые убытки и в любом случае его следует сократить до десяти частей. Картину передали монтажеру, работавшему за 30 долларов в неделю, который не читал ни романа, ни сценария и в голове которого мозга было не больше, чем в шляпе.

Этот человек уничтожил плоды двух лет моего труда. За эти два года я продал дом, автомобиль, страховой полис, чтобы продолжить работу, поскольку мне не платили ни за время написания сценария, ни за время монтажа фильма. Деньги, которые я получил за девять месяцев съемки, равнялись сумме, выплачиваемой за две недели съемок. Я знал, что «Алчность» - шедевр, который прославит и меня и фирму, позволившую создать этот памятник реализму.

В эпоху, когда фирма производила комедии и комические ленты по 14 частей, мой фильм был произвольно сокращен до 9 или 10 частей. Оставшиеся негативы отправили на смывку, чтобы получить серебра на какие-то 43 цента. <...> И если прокат фильма закончился относительным коммерческим провалом, то только потому, что фирма не организовала никакой рекламы. А чтобы не платить подоходный налог, стоимость производства фильма была отнесена бухгалтерией к статье чистых убытков

У меня нет цензурных слов. Просто злость. Почти безграничная.
Как можно было просто так, между делом, уничтожить большую часть такого фильма?
Из восьми часов оставили полтора! Точнее час сорок пять минут, но дело не в деталях.
И знаете что самое страшное? Даже в таком, изуродованном виде этот фильм абсолютно прекрасен. То есть видно, что монтажёр довольно посредственнен и что история сильно сокращена... Но каждый кадр и каждый эпизод столь прекрасен, что дух захватывает. Это всё равно, что взять гениальные рисунки, и составить из них аппликацию. Пусть аппликация и плоха, на качестве рисунков это не отразиться. Да, вместо монументального "МакТига" получилась куда менее монументальная "Алчность", да, эти сволочи удалили целые сюжетные линии и нескольки важнейших персонажей. Всё равно, фильм великолепен. И до боли обидно, что я никогда не увиду настоящую версию.

Что касается сюжета, то перед нами блестящий образец кино натурализма. Исключительно жёсткая и бескомпромиссная история деградации трёх людей под влиянием патологической жажды золота. Эйзенштейн этот фильм охарактеризовал так:

Распад духовного мира трёх личностей, обуреваемых любовью к золоту, описан горечью и жестокостью

Горечи хватает, но жестокости больше. Совершенно отмороженный мегаломан Штрогейм не щадил ни себя. ни актёров. Кстати, сцена убийства лошади подозрительно реалистична. Жизнь и деградация главных героев снималась прямо в тех помещениях, которые были описаны в романе-первоисточнике. А смерть - в той самой Долине Смерти, на тот момент совсем неисследованной.
Актёрские работы тоже на высоте. МакТига играет Гибсон Гоулэнд, уже знакомый мне по роли в Штрогеймовских "Слепых Мужьях/Blind Husbands". Только тут роль совсем не похожая, точнее похожая в начале, когда МакТиг ещё молодой и честный шахтёр. Но дальше только хуже. Зазу Питс меня просто поразила, ещё одна сильнейшая актриса немой эры.
Самые сильные моменты так и не смог убить монтажёр. Это свадьба, когда на фоне проходящей за окном похоронной процессии гости обжираются, становясь похожими на зверей. Отличные крупные планы.
Это убийство Трины, поразительный по силе момент.
И это финал. Пожалуй самый безысходный финал, который я видел за последнее время. В центре Долины Смерти, где вокруг на сотню миль нет ни капли воды, сидит убийца. Рядом с ним труп лошади и мешок с золотом. А к телу наручниками прикован труп его бывшего друга, предавшего его в своё время. Впрочем в этом фильме все друг друга предали. Говорят, в полной версии были и честные люди, но при монтаже они вылетели в корзину. И были смыты ради серебра на 43 цента.
Резюме:
Шедевр. Искалеченный шедевр.
(
Comments
|Comment on this)

Вильям Дэниел, рецензия, драма, немое кино, США, Дэйл Фуллер, Жан Хершолт, Зазу Питтс, Бен Рейнольдс, Эрих фон Штрогейм, Темп Пижо, 1924, Джозеф Фарнхам, Френк Норрис, Гибсон Гоуленд

Previous post Next post
Up