1000 глаз доктора Мабузе/Die 1000 Augen des Dr. Mabuse (1960)

Apr 11, 2009 12:58

1000 глаз доктора Мабузе/Die 1000 Augen des Dr. Mabuse (1960)

Режиссёр: Фриц Ланг (Fritz Lang)
Страна: Германия (ФРГ)
Год выпуска: 1960
Авторы сценария: Фриц Ланг (Fritz Lang), Хейнс Оскар Вуттиг (Heinz Oskar Wuttig)
В ролях: Вольфганг Прейс (Wolfgang Preiss), Говард Вернон (Howard Vernon), Герт Фрёб (Gert Fröbe), Петер ван Эйк (Peter van Eyck)
Жанр: детектив, триллер
Страница на imdb

Нет больше магического центра, откуда исходили бы, распространяясь повсюду, гипнотические действия, - как было в двух первых фильмах Ланга о Мабузе. Правда, мы видели эволюцию, которую претерпел в этом отношении Ланг: «Завещание доктора Мабузе» оперирует уже не производством тайных действий, а, скорее, монополией на их воспроизводство. Тайная власть смешивается с ее последствиями, со средствами ее осуществления, с ее масс-медиа, радиостанциями, телевизионными компаниями, микрофонами: теперь она работает посредством «механической репродукции образов и звуков» (...)власть инвертировала свой облик и - вместо конвергенции в единственном и таинственном вожде, вдохновителе грез и повелителе действий - оказалась «размытой» в информационной сети, в которой «решатели» управляют регулированием и обработкой данных, а также наличием разнообразных запасов, а в узлах таких систем сидят страдающие бессонницей ясновидцы (таков, к примеру, мировой заговор, который мы видели у Риветта или в «Альфавиле» Годара, такова система подслушивания и надзора у Люмета, но в особенности - эволюция трех Мабузе у Ланга, третий Мабузе, возвратившийся в Германию после войны.
Жиль Делёз.

Последний фильм, который Ланг успел снят прежде чем почти ослеп и стал нетрудоспособным. Его трудно назвать шедевром в полной мере, мне лично последний период творчества Ланга всё же не очень близок. Но в любом случае, фильм очень качественный и интересный.

Первое что бросается в глаза - большое количество цитат из двух первых фильмов.
Третий фильм оказался вновь чёрно-белым, хотя последние немецкие фильмы Ланга были  цветными, даже слишком ярко цветными. Но здесь основной цвет - даже не чёрный, здесь какая-то подавляющая белизна. Постоянный рефрен внешней, формальной слепоты персонажа скрывающей за собой всевидящее око тысяч скрытых камер, заставляет вспомнить то, что Ланг после того фильма перестал снимать по причине надвигающейся слепоты.
Ключевые эпизоды - повторяют эпизоды из первых двух фильмов, убийство в машине, взрыв в полицейском участке. Особенно важен эпизод с спиритическим сеансом, где "ясновидящий" буквально пересказывает кадры с гипнозом из первого фильма...
Но это именно цитаты. Поясняю, во втором фильме Мабузе стал текстом, написанным обезумевшим доктором и прочитанным его психиатром. Мабузе третьего фильма - цитата из данного текста. Словно информационный вирус смог выйти из Веймарской Республики и пережить Рейх. До конца не ясно, кто прочитал дело доктора Мабузе, личность нового "доктора" так и не раскрыта. По простой причине, она никому включая режиссёра не интересна.
Резюме:
Очень хороший фильм. Последний ярус лестницы, перекинутой из эпохи киноэкспрессионизма в эру фантастических триллеров шестидесятых.

(
Comments
|Comment on this)

Вольфганг Прейс, рецензия, Петер ван Эйк, 1960, триллер, Говард Вернон, Герт Фрёб, Фриц Ланг, Германия, детектив, ФРГ

Previous post Next post
Up