Зверь с глубины 20 тысяч саженей/The Beast from 20,000 Fathoms (1953)

Apr 12, 2009 15:23

Зверь с глубины 20 тысяч саженей/The Beast from 20,000 Fathoms (1953)

Режиссёр: Евгений Лори (Eugène Lourié)
Страна: США
Год выпуска: 1953
Авторы сценария: Фред Фрейберг (Fred Freiberger), Евгений Лори (Eugène Lourié), Луи Морхейм (Lou Morheim), Роберт Смит ( Robert Smith) по мотивам рассказа Рэя Брэдбери (Ray Bradbury)
В ролях: Паула Рэймонд (Paula Raymond), Кеннет Тоби (Kenneth Tobey), Пол Хабшмид (Paul Hubschmid), Ли Ван Клифф (Lee Van Cleef)
Аниматор: Рэй Харрихаузен (Ray Harryhausen)
Жанр: monster movie, фантастика
Страница на imdb

Monster movie - одно из прекраснейших изобретений человечества. Точка. Поэтому я физически не могу пройти мимо чёрно-белой фантастики про очередное уничтожение очередного мегаполиса очередным озверевшим крокозяброй. А в этом случае - монстр далеко не "очередной". Даже наоборот, перед нами один из важнейших фильмов любимого мной жанра.

Для начала рассмотрим вопрос собственно о жанре. Трудно себе представить другой подраздел фантастики, о котором бы было написано столько взаимоисключающих текстов. Обычно к категории "гигантские монстры" относят вообще любой фильм, где появилось хоть что-то похожее. Более того, иногда в прямые предшественники относят "Голема" Вегенера и "Франкенштейна", отчего я вообще готов плеваться в монитор и будить всех соседей громким матом. На мой взгляд у этого жанра более чем чёткие границы. В том числе и временные.
Как только возникли спецэффекты, режиссёры начали пытаться изобразить на экране что-нибудь большое и голодное. Пожалуй первым точно зафиксированным образцом стал ледяной великан из фильма Мельеса "Завоевание Полюса/La conquête du pôle". А это не много ни мало 1912 год. Но я бы не стал называть этот фильм "monster movie". Дело в том, что там монстр является частью фантастического ландшафта, ключевое слово здесь - путешествие. Героические исследователи отправляются в неизведанное и находят там много разного, в том числе и опасности, достойные подвига. Архетипический сюжет.
Другой вариант появления монстра на экране - миф или сказка. Различные драконы изначально действуют в изображаемом в фильме мире как часть ландшафта, поэтому для персонажей возможность встретить подобную ящерку не меняет картину мира. Хороший пример, гениально сделанный Фафнир из "Нибелунги: Зигфрид/Die Nibelungen: Siegfried" Ланга, совсем не превращающий фильм в образец рассматриваемого жанра. В результате первый фильм, который мне кажется истинным monster movie был снят только в 1925. Это американский "Затерянный Мир/The Lost World".  В своей основе - это ещё одна история фантастического путешествия, по сюжету профессор Челенджер с товарищами попадает в неведомый мир и наблюдает там динозавров, сделанных гениальным аниматором Уиллисом О’Брайеном. Но финал фильма резко всё меняет, потому что Челленджер, в отличии от первоисточника, привозит в Лондон не маленького безобидного птеродактиля, а вполне боеспособного бронтозавра, который и сбегает с целью устроить Лондону полный разгром. И этот эпизод - уже полностью подпадает под рассматриваемый термин.

Именно в этом и суть, фильм с участием монстра становится monster movie в тот момент, когда этот самый монстр попадает из своей среды в "наш" мир.
Следующий фильм на эту тему был ремейком "Затерянного Мира", но снятым со звуком и с куда большим масштабом. Это всем нам известный "Кинг Конг/King Kong" 33 года выпуска. Монстров анимировал снова великий О’Брайен, и у него получился истинный шедевр. И самый запоминающийся эпизод из этого весьма большого и разнообразного фильма снова происходил в Нью Йорке. Но дальнейшее развитие данная концепция получила только в пятидесятые, с началом атомной эры и соответствующей ей паранойи. Я имею в виду именно рассматриваемый фильм:

Евгений Лори формально был французом. На самом деле Женя родился в городе Харькове в 1903 году. Но в Америку он приехал уже из Парижа, в 1941 году, причём за спиной его была работа с самим Ренуаром. Судя по послужному списку Евгений был хорошим профи, занимавшим должности арт-директора и дизайнера. Но собственных фильмов у него всего ничего, и абсолютное большинство из них посвящено гигантским креведкам. The Beast From 20,000 Fathoms стало его дебютом. В принципе режиссура никакая. Не сказать что ужасная, вполне всё крепко. Но и не сравнимо в принципе с шедеврами Гордона Дугласа и Иширо Хонды. Большую часть фильма занимает говорильня на тему "я видел динозавра, но мне не верят и требуют доказательств". В паре моментов вообще проскользнула тень Эдварда Вуда младшего. Я имею в виду эпизод, где на севере, на дне Атлантики дерутся между собой явно снятые в тёплом аквариуме акула и осьминог. Линия монстра тоже изобилует абсурдом, сама идея ожившего от атомного взрыва на севере динозавра, бредущего по дну моря в Нью Йорк и топящего по дороге корабли несколько нелогична. Если не сказать больше. Но при этом она замечательно отражает находящуюся в основе любого такого фильма идею о вторжении чего то абсолютно неизведанного.
Ложку дёгтя вылил, настала очередь мёда. Этот фильм стал дебютом не только для режиссёра, именно здесь получил первую самостоятельную работу лучший ученик Уиллиса О’Брайана, легендарный Рэй Харрихаузен.

И он тут развернулся во всю ивановскую, созданный им монстр просто великолепен. Во всех смыслах, каждый анимированный эпизод целиком оправдывает творящуюся в остальных эпизодах невнятицу. Всё же хватает даже одного художника, что бы придать фильму новые краски. Другое дело, что, к примеру, в "Они!/Them!" Дугласа не было и тени столь качественно сделанных спецэффектов, но фильм всё равно выигрывает по большинству показателей. Да и снятая через год "Годзилла /Gojira " наглядно доказывает примат режиссёра над аниматором. (Кстати, Хонда сперва тоже ориентировался на покадровую анимацию в духе рассматриваемого фильма, но в Японии на тот момент попросту не было специалистов соответствующего уровня и пришлось обойтись статистом в резиновом костюме.)
В любом случае - для развития данного жанра этот фильм был очень важен. Рекомендую всем любителям старой фантастики.
Да, нельзя не отметить странную ситуацию с сценарием. Количество сценаристов явно не соответствует качеству итогового продукта. Особенно забавно видеть в списке авторов Брэдбери, его рассказ "Ревун" по сути не имеет с сюжетом фильма вообще ничего общего, являясь типичной для Рэя лирично-поэтической невнятицей о динозавре, пришедшем на зов стоявшей на маяке сирены. Впрочем этот рассказ всё же был использован в сюжете. И он занял всего несколько минут экранного времени. 
(
Comments
|Comment on this)

Рэй Харрихаузен, рецензия, Евгений Лори, США, monster movie, фантастика, 1953

Previous post Next post
Up