Завещание Доктора Мабузе/Das Testament des Dr. Mabuse (1933)
Режиссёр:
Фриц Ланг (Fritz Lang)
Страна:
ГерманияГод выпуска:
1933Авторы сценария:
Фриц Ланг (Fritz Lang),
Теа Фон Харбоу (Thea von Harbou )
В ролях:
Рудольф Клайн-Рогге (Rudolf Klein-Rogge), Оскар Береги (Oscar Beregi Sr.),
Теодор Лос (Theodor Loos),
Отто Верницке (Otto Wernicke)
Жанр:
детектив,
нуар,
триллерСтраница на imdb Человечество следует ввергнуть в бездну ужаса и страха.
Один из самых необычных сиквелов в истории кино. Снятый через десять лет, в совсем других условиях. Это уже другой, звуковой Ланг, снявший гениальное "
М/
M". И уже окончательно определившийся в своём отношении к приходящим к власти наци.
Внимательному зрителю он даст больше информации о умонастроении в
Германии перед приходом к власти нацистов больше, чем десять
исторических книг.
В итоге получился очень своеобразный и жуткий протонуар о гигантской преступной организации, вдохновлённой текстами сидящего в психушке гения. Образ самого Мабузе так-же резко изменился, теперь это не личность. Но
и не безликая организация, как любят писать про этот фильм критики.
Мабузе - текст. Поток идей, порабощающий своего читателя и переходящий
из одного носителя в другого.
Противостоит ему, кстати, лично инспектор Логан из "
М/
M". Судя по всему Ланг создавал некого постоянного персонажа, который бы переходил из фильма в фильм.
И хотя "
Доктор Мабузе, игрок - Картина времени /
Dr. Mabuse, der Spieler - Ein Bild der Zeit получился более сильным, но и "Завещание" бесспорно гениально. Несколько эпизодов выше всяческих похвал, особенно эпизод в психбольнице с сошедшим с ума бывшим сотрудником Логана, о котором Кракауэр, в принципе раскритиковавший этот фильм, отозвался следующим образом:
"Он воображает, что живет в пустоте, и
стоит Ломану приблизиться к нему, как он в паническом страхе забивается в угол
и ужасным голосом поет: "Глория! Глория!" Эту пустоту Ланг сумел воссоздать
осязаемо-реальной. Прозрачные стеклянные стены обступают безумного сыщика,- их
переливчатая невещественность порождает ужасы, еще более впечатляющие, чем ужасы
преступного мира."
На самом деле хорошое описание всего творчества Ланга. Способность делать пустоту осязаемо-реальной.
Самое интересное, именно эпизоды из этого фильма в последствии пародировали в в древней комедии "Полицейская Академия 6. Город в Осаде/
Police Academy 6: City Under Siege".
И еще. Этот фильм стал действительно этапным в судье Ланга. Вскоре после выхода фильма и прихода нацистов к власти Йозеф Геббельс, искренне любивший кино и собиравшийся
создавать индустрию способную конкурировать с Голливудом, вызвал Ланга
на беседу. Вообще-то он на эти беседы позвал всех заметных режиссёров,
взаимоотношение Геббельса с кино - отдельная тема.
В ходе беседы, если верить версии Ланга,
Геббельс вежливо сообщил, что "Завещание Мабузе" запрещено цензурой,
затем похвалил "
Метрополис/
Metropolis". и предложил возглавить Лангу
кинопромышленность Рейха. Удивлённый Ланг напомнил Геббельсу, что он
собственно еврей, не чистокровный правда. Но для Нюрнбергских Законов
не важно, сколько конкретно данной крови в нём протекает. Геббельс
уверил, что на это можно закрыть глаза. Нужно было быть полным
кретином, что-бы не сложить дважды два и не понять, чем именно пахнет
данный разговор. Ланг не был идиотом, поэтому в тот же день, бросив в
Рейхе всё имущество и жену, великую сценаристку и члена НСДАП Тею Фон
Харбоу, Фриц Ланг на долгие десятилетия покинул Германию. Однако это, повторюсь, версия самого Ланга. Если судить по штампам в его загранпаспорте, хранящемся в Берлинском Киномузее, Ланг ещё несколько раз приезжал в Берлин и окончательно покинул Германию только в конце июля 1933-го. А не в апреле, как гласит романтичная версия. Впрочем к качеству рассматриваемого фильма эта история не имеет никакого отношения.
(
Comments |
Comment on this)