За Маркса (2012)
Режиссёр:
Светлана БасковаСтрана:
РоссияГод выпуска:
2012Автор сценария:
Светлана БасковаВ ролях:
Сергей Пахомов,
Владимир Епифанцев,
Денис Яковлев,
Виктор Сергачёв,
Лаврентий Светличный,
Владимир ЯковлевПродюсеры:
Глеб Алейников,
Анатолий ОсмоловскийЖанр:
арт-хаус,
драма,
пропагандаПроизводство:
А&Д студия,
Сине ФантомСтраница на imdb В какой-то момент я сильно разочаровался в Светлане Басковой. Она казалась примером объективно хорошего режиссёра, попавшего в плен творческих стереотипов и штампов собственного производства. Её первые два фильма были отличными, но после "
Зелёного Слоника (
imdb)" в каждом новом фильме оказывалась одна и та же эстетическая ошибка. Она пыталась снимать нечто совсем оригинальное, и "Голова"(
imdb) и "Моцарт"(
imdb) по концептам весьма хороши, но обязательно вставляла в фильмы то, что от неё ждут многочисленные поклонники "
Зелёного Слоника"(
imdb). То, что сперва было полностью оправданным в контексте показа мужской иерархии творческим приёмом в итоге превратилось просто в навязчивый элемент обязательной программы. Я говорю про эпизоды с гомосексуальным насилием, благодаря которым не плохие по сути фильмы поздней Басковой становились чем то похожи на порно фанфики по Гарри Поттеру.
Уже по этому показателю "За Маркса" оказался большим шагом вперёд и лучшим фильмом Басковой за много лет. Выход из подполья оказался одновременно уходом от определённых шаблонов.
Понятно, что на фоне творчества Басковой в целом этот фильм стоит особняком. У него гораздо более чистый, профессионально сделанный визуальный ряд и не менее чистый язык. Условность дошла здесь до крайности, благородные рабочие вообще не ругаются матом, в отличии от совсем не благородных капиталистов и их пособников. Все эти годы Баскова использовала "правду жизни" в виде самых неприятных сторон реальности, гиперболизировала их и доводила их, таким образом, до полного абсурда. Теперь оказалось, что она может точно также взять и гиперболизировать романтический миф. Вместо привычного набора ярких эпизодических перфомансов объединённых общей темой в новом фильме появился ясный и внятный сюжет. Даже с мелодраматическими нотками, вся линия с "братом убившим брата" смотрится немного комично.
С другой стороны, это по прежнему Светлана Баскова. У неё по прежнему очень меткий взгляд и она способна показать настоящую тьму простыми средствами. Особенно при наличии Пахомова, актёра которого она уже не раз снимала и хорошо знает, как с ним работать. Пахомов, конечно, не очень похож на рабочего, но сцены предательства и раскаяния в нём отработаны на все сто процентов. Епифанцев, в свою очередь, играет как всегда. Ничего особенного, но и ничего плохого тоже не скажу.
Нет ничего удивительного в крайней политизированности "За Маркса", все фильмы Басковой были по сути политическими высказываниями. Просто теперь всё сказанно ясно и прямым текстом. Преувеличивать его революционность тоже не стоит, всё таки убийства профсоюзных активистов показаны в фильме как самостоятельные действия потерявшего все берега олигарха. Всё это происходит одновременно с началом зачистки государством откровенно обнаглевших коррупционеров, так что даже раскаявшегося предателя, ставшего мстителем, на самом деле направляются изнутри системы. Герой совершает личную, индивидуальную месть за убитых товарищей, но его приводят туда, куда надо и дают в руки оружие. Идеализированный пролетариат, показанный в фильме, конечно больше похож на пролетариат из книг Маркса чем на реальных рабочих. Но у этого пролетариата есть силы сопротивляться, но нет сил быть самостоятельным игроком.
Говоря про пролетариат, показанный в фильме, можно сказать, что ещё нет. Говоря про реальных рабочих не стоит быть настолько оптимистичным.
В любом случае "За Маркса" - это пример действительно любопытного левого кино, который заставляет надеятся на то, что соответствующие идеи наконец-то вернутся в российский кинематограф.
(
Comments |
Comment on this)