Красный круг/Le cercle rouge (1970)

Apr 23, 2014 11:49

Красный круг/Le cercle rouge  (1970)

Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль (Jean-Pierre Melville)
Страна: Франция
Год выпуска: 1970
Автор сценария: Жан-Пьер Мельвиль (Jean-Pierre Melville)
В ролях: Ален Делон (Alain Delon), Андре Бурвиль (André Bourvil), Джан Мария Волонте (Gian Maria Volontè), Поль Кроше (Paul Crauchet), Франсуа Перье (François Périer)
Композитор: Эрик Демарсан (Éric Demarsan)
Жанр: гангстерский фильм, детектив, неонуар
Производство:  Euro International Film (EIA), Les Films Corona, Selenia Cinematografica
Страница на imdb

Люди, даже не зная друг друга, должны однажды встретиться; с каждым из них может произойти что угодно, пока они идут разными дорогами, но в назначенный день они неотвратимо встретятся в красном кругу

Жан-Пьер Грюмбах был сложным и интересным человеком. Синефил, анархист (по словам его ассистента Бертрана Тавернье), циник, ветеран войны. Короче человек из той породы, которую принято называть матёрыми человечищами. Несмотря на свой забавный внешний вид и временами странное поведение. Судя по описаниям друзей он вёл себя иногда как большой ребёнок.
Псевдоним Мелвиль, в честь автора "Моби Дика", он взял ещё в войну. А сразу после освобождения Франции занялся любимым делом. Стал снимать. Без разрешения, за свой счёт, полуподпольно. Независимый кинематографист в лучшем виде.
Потом было сотрудничество с Кокто и Годаром. Новая Волна его вообще буквально поднимала на щит как непосредственного предшественника. Однако в истории Мельвиль остался в первую очередь как автор холодных и необычных неонуаров. Он всегда любил американское кино. Но в случае французских кинематографистов подобная любовь обычно приводила к переосмыслению и продолжению тем на более высоком уровне. По крайней мере так было в шестидесятые и семидесятые.

Фильм очень холодный и выдержанный. Необычно холодный и выдержанный. Каким то чудом он ухитряется длится больше двух часов и при этом оставлять ощущение минимализма и лаконичности. Ничего лишнего. Среди лишнего откинуты такие мелочи как истории персонажей и завязки сюжетов. Мы не знаем, в чём был обвинён Фогель, кто охотиться за Корэ, кем была женщина, фотографию которой он положил в сейф...
Спокойные цвета, безразличный взгляд камеры, общее ощущение обречённости. Я не видел ни один фильм "Новой Волны", который бы хоть приблизился к этому "детективу" по уровню экзистенциальности. Интересно то, что Мельвиль далеко не сразу понял всю эффективность молчания. Его дебютная короткометражка "24 часа из жизни клоуна/Vingt-quatre heures de la vie d'un clown" представляет собой сплошной монолог, причём ужасно скучный. Тоже самое можно про "Ужасных Детей/Les Enfants Terribles" сказать, но там нужно благодарить Кокто, весь фильм читавшего вслух соответствующие происходящему фрагменты из своего романа. Даже "Молчание Моря/Le Silence de la Mer", несмотря на своё название, представляет собой два бесконечных монолога. Похоже на раннем этапе он ещё не научился слышать тишину. Зато потом Мельвиль действительно научился пользоваться этим приёмом, лучшие эпизоды "Самурая/Le Samouraï" и "Красного Круга" - полностью немые, он показывает действие, а не мысли. И это смотрится просто прекрасно.  
И самое главное - музыка. Саундтрек поразительный. Эрик Демарсан сумел создать идеальное звуковое сопровождение, такое же холодное и спокойное, как и видеоряд.
Единственный аспект, сперва слегка резанувший - это очень старомодное использование экранов в эпизодах когда персонажи передвигаются на автомобилях. Потом оказалось, что Мельвиль обожал "задники" и стремился всюду их вставлять.

Резюме:
Очень достойный фильм.

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, гангстерский фильм, 1970, детектив, Франция

Previous post Next post
Up