Монти Пайтон и Священный Грааль/Monty Python and the Holy Grail (1975)
Режиссёры:
Терри Джонс (Terry Jones),
Терри Гиллиам (Terry Gilliam)
Страна:
ВеликобританияГод выпуска:
1975Авторы сценария:
Грэхем Чэпмен (Graham Chapman),
Джон Клиз (John Cleese),
Майкл Пэллин (Michael Palin),
Терри Гиллиам (Terry Gilliam),
Терри Джонс (Terry Jones),
Эрик Айдл (Eric Idle)
В ролях:
Грэхем Чэпмен (Graham Chapman),
Джон Клиз (John Cleese),
Майкл Пэллин (Michael Palin),
Терри Гиллиам (Terry Gilliam),
Терри Джонс (Terry Jones),
Эрик Айдл (Eric Idle),
Конни Бут (Connie Booth),
Кэрол Кливленд (Carol Cleveland),
Нейл Иннес (Neil Innes)
Аниматор:
Терри Гиллиам (Terry Gilliam)
Жанр:
арт-хаус,
комедияПроизводство:
Michael White Productions,
National Film Trustee Company,
Python (Monty) PicturesСтраница на imdb Первый настоящий фильм, снятый коллективом "Монти Пайтон". Даже в режиссёрском кресле, впервые, оказались члены группы, Джонс и Гиллиам. С одной стороны, это привело к определённой неуверенности авторов, они всё делали впервые сами и в таком масштабе. История съёмки фильма и подготовки окончательного варианта фильма читается как эпос, полный творческих катастроф и отчаянья авторов. Особенно ужасным был первый просмотр сырого материала, Пэйлин в своих дневниках его описал как полный провал. Однако в итоге всех страданий получился действительно необычный и оригинальный фильм. Его оригинальность во многом связана с выбором источника вдохновения. Дело в том, что участники Монти Пайтон очень боялись снять нечто в духе банальных комедий про времена короля Артура, и поэтому всерьёз углубились в историю средних веков. Что интересно, уже после сочинения основных гэгов будущего фильма Гиллиам, изучавший в качестве подготовки историю военного дела средних веков, обнаружил, что эпизоды с высмеиванием противника и с запуском в осаждённую крепость мёртвых животных при помощи катапульты вполне соответствует историческим фактам. Однако самое любопытное в том, какой именно художественный прототип для показа средневековой жизни они выбрали.
Уже по скетчам связанным с кино из телешоу "
Летающий Цирк Монти Пайтона/
Monty Python's Flying Circus" было очевидно, что их авторы прекрасно разбираются в современном им авторском кинематографе, особенно европейском. Так вот, в дневниках Пэллина много упоминаний про походы автора в кинотеатры на соответствующие фильмы. Но самая интересная запись связанна именно с подготовкой к "Монти Пайтон и Священный Грааль". Конкретно речь идёт про запись от 27 ноября 1973 года, когда Терри Джонс взял Пэллина посмотреть с ним "Кентерберийские рассказы/
I racconti di Canterbury" Пазолини. Впечатлённый Пэллин записал после этого в дневнике, что именно такого подхода к передаче на экране средних веков и нужно постараться добиться в будущем фильме. На самом деле влияние очень заметно, стиль Пазолини с его вниманием к "телесному" и передаче на экране самых неприятных и шокирующих современного зрителя аспектов средневекового юмора вполне совпадает с многими аспектами "Священного Грааля". Разумеется, "Грааль" гораздо приличнее, в нём нет Дьявола, снятого крупным планом в процессе, извиняюсь, дефекации монахами. Но это не отменяет того, что фильм очень акцентирует внимание на средневековой грязи. Временами его неприятно смотреть. Ещё сильнее эта тенденция заметна в "Бармаглот/
Jabberwocky", первом самостоятельном фильме Гиллиама, снятом сразу после "Грааля" и явно продолжающем его эстетику и концепцию. Там грязи и физических уродств не просто много, там их очень много. Более того, там есть прямая и откровенная цитата из шедевра Пазолини.
В итоге "Монти Пайтон и Священный Грааль" оказался совершенно удивительным по концепции фильмом, смесью европейского авторского кино с британской эксцентрической комедией. Очень странный и смешной, в хорошем смысле, гибрид.
Вообще для фильмов от "Летающего цирка" нужно придумать какой-то свой, отдельный жанр. Это уже не просто эксцентрические комедии, это, всегда, нечто намного более сложное. Я лично, при первом просмотре, не ожидал ничего сверхособенного от первого фильма Пайтонов, более менее похожего на фильм. В итоге смотрел с восторгом, в большинстве случаев совершенно не ожидая того, что будет происходить. За эпизод с анархо-синдикалистами нужно наградить. За битву с кроликом - поставить памятник. За мультипликацию - монумент. (Гиллиам тут настолько крут, что даже жаль, что он потом в режиссуру подался)
За финал - канонизировать.
Аплодисменты.
Интересна сама концепция финала, да и фильма в целом. Инициатический поиск "священного Грааля" на деле оказывается бессмысленным блужданием вокруг отсутствующего центра. Трудно представить более яркую иллюстрацию к концепции "постмодернизма". Два последующих фильма группы построены по, тому же принципу, от отсутствующего мессии до не менее отсутствующего "смысла жизни".
(
Comments |
Comment on this)