стандарты сервиса 2.0

Sep 06, 2015 13:28



в армиях 21-го века, оснащенных лазерами, беспилотниками и нано-портянками, по-прежнему занимаются строевой подготовкой. Человеку, не служившему в армии, непонятно, зачем солдаты маршируют часами, если в бою построение фалангами не используется уже около 300 лет. Плюс армейский фольклор знает немало других, таких же полезных, способов занять время и голову солдата - подметать плац ломом, красить траву, переносить кучи снега впереди и назад и т.п. С какой целью делается бессмысленная работа с большим количеством повторений, зачем добиваться безупречного единообразия?



Википедия говорит, что в средневековой Европе "без муштры было невозможно создать боеспособную армию из людей, согнанных принудительно."

Я бы пошел дальше - многократные повторения любых действий приучают солдат не думать, а молча выполнять приказы. Рефлексирующие интеллигенты не в состоянии без вопросов выполнить приказ, нужна "легкая голова", привычка делать, не задумываясь. С кем бы вы сами, случись командовать подразделением на войне, хотели выполнять задачу? С мобилизованными хипстерами о двух высших образованиях каждый, или с деревенскими хлопцами, прошедшими год призыва?

В конечном итоге, все сводится к тому, чтобы солдаты были готовы отдать жизнь, когда это потребуется. По-другому войны пока не бывает, даже если армия профессиональная, а авиация - беспилотная.

В мирной жизни рано или поздно любой бизнес, работающий на потоке, приходит к регламентированию. В продажах это скрипты, в сервисе - стандарты обслуживания. Опасения, что люди, работающие по регламенту, будут похожи на роботов, имеют под собой основания. Обычная коммуникация происходит на основе взаимных реакций, а коммуникация по стандарту все реакции клиентов учесть не может. Отсюда возникает ощущение, что разговаривают "не с тобой". Однако по-настоящему армейской дисциплины в гражданском деле на практике не встретишь - что совсем не плохо. Стандарты же помогают сгладить разный культурный и образовательный бэкграунд сотрудников, их умение оставлять дурное настроение за дверью.

Конечно, идеальным механизмом управления служат ценности. Люди, абсолютно разделяющие ваши ценности (и владеющие вашими же навыками), не нуждаются в дословных скриптах и бездумном их выполнении. Вот только взять таких сотрудников с рынка невозможно, а воспитывать - долго и сложно. Тем не менее, все пытаются, и это правильно. Армия тоже действует не только муштрой, но и через высокое патриотическое чувство, комиссарские речи и т.п. инструменты ценностей.

По мере того, как сотрудники впитывают ваши ценности (через ваши действия, конечно, а не через лозунги и слова), можно ослаблять стандарты и вводить степени свободы. Это даст более осмысленный и более очеловеченный - персонализированный - сервис, который клиентам придется по вкусу. Велик соблазн менеджера проскочить начальную школу - стандарты - и сразу пойти на "биологию за 9-й класс с картинками", но так персонализированный сервис не заработает.

А когда и насколько пора ослаблять стандарты? Хороший вопрос, можно будет его проработать и сформулировать критерии. Тем временем - можно пригласить специалиста, который оценит стадию развития сервиса в организации.

управление_продажами, отель, стандарт, менеджер, обслуживание, ресторан

Previous post Next post
Up