Просто Море

Sep 19, 2010 13:44




Цитата. | Если мы хотим вновь сделать реки полноводными и населенными рыбой, необходимо отрегулировать их динамику в соответствии с естественными законами природы, не прибегая к строительству перекрывающих их плотин - это лишь нагромождает новые ошибки поверх старых. Следует самым активным образом всюду, где это можно, восстанавливать лесную растительность по балкам и долинам рек, расчищать их русла, пестовать каждый ручей и родник.

Гребля - это плотина. Здесь, на слиянии трёх рек, до Войны задумали поставить электростанцию, обеспечить энергией и Маслофабрику (Маслофабрика - отдельная история, начало которой в 36-ом году), и станицу. На быках возили песок и глину, насыпали поперёк реки плотину, где-то в Ростове (некоторые говорят - в Каменске) на складе уже хранился генератор. Всё остановилось 22 июня 41-го года…
В декабре 42-го, когда немцев и румын хорошенько пнули из-под Сталинграда (надо сказать, что драпали они очень шустро), здесь, чуть ниже гребли, под лёд - некогда было им думать, что течение здесь бытрое, лёд тонкий - провавлился грузовик со снаряжением и боеприпасами («...Крытый брезентом, с тупой «мордой». Один, наверное, офицер - с порупеей, в фуражке и c витыми погонами - потом вылез на лёд, пытался вытащить другого, потом, мокрый, побежал на дорогу. В воде плавал разный хлам и какие-то чувалы».).
Что были в том грузовике боеприпасы, конечно, доподлинно неизвестно, никто в кузов ему не заглядывал. Просто, потом, в течение нескольких лет, вымывало чуть ниже по течению и патроны россыпью, и «маленькие снарядики».
Сразу, как только вошли наши, говорят, пытались грузовик поднять - только не получилось. Армия ушла - некому и нечем было его вытащить.
В 50-ом или 51-ом году, - рассказывал мне отец, - перед призывом в армию, он на этой яме донырнул до машины: «какие-то железки, и за ноги что-то, как проволока, цеплялось».
На вечерней заре эпохи развитого социализма начали у нас вдруг и как-то активно строить дороги, потом - призрак недоразвитого капитализма уже бродил по нашим степям - взялись и за плотину. Прямо поверх старой гребли насыпали новую, но гораздо больше: и выше и диннее. Поползли разговоры: вот как по весне прорвет плотину да затопит всю Селивановку. Правда, ничего не прорвало, вода пошла через шлюз - да так, что пришлось спускать из нашего «моря» всю воду, ремонтировать сам шлюз и ещё наращивать плотину.



Так было.




Так стало.

Картина летом была удручающая: вода ушла, покрытое черным засыхающим илом дно «моря», тысячи и тысячи погибших перловиц.
Досталось от «потопа» и речке: размыло берега, занесло песком родники.



Где плавает этот странный плотик, была до «потопа» круча, а ниже кручи - довольно большой и глубокий плёс.



На месте этого острова был плёс и когда-то здесь ловили даже сомов.
...Впрочем, эти вербы, что на дальнем плане, тоже когда-то росли у воды, по старым руслам Берёзовой. Воды там уже не осталось, остались только вербы.

Надо сказать, что даже на моей памяти река сильно изменилась - и, к сожалению, не в лучшую сторону. Здесь когда-то с вербы я вниз головой прыгал в воду и до дна с трудом доныривал, а теперь... Верба ещё осталась, но прыгать-то куда? На месте плёса - заросший талой песчаный берег. На Малорябке, за фермой, где была яма, где кто-то когда-то (в начале 60-х) поймал сома, когда тащил его на плече домой - хвост по земле волочился, - теперь вообще какой-то песчаный, заросший травой, островок, а кручу, с которой так интересно было закидывать в речку удочку, вообще смыло.
Одна радость: теперь есть у Селивановки своё Море.



Море. Весна. За камышами пока ещё видны хатки ондатры.





Здесь для плотины брали песок и глину - теперь получились неглубокие бочажки. Вода в них по весне прогревается раньше, чем в Море.



8 мая 2005 года почти весь день сыпал мелкий облажной дождь, ветер по Морю гнал волны.



Гроза надвигается.



Закат.





Рыбачок.



Шлюз - одно из мест купания.





Засохшие деревья «до Моря» были живыми и стояли по берегу реки.





Тихими летними вечерами из зарослей на охоту вылетают полчища крылатых маленьких вампиров. Тёмные точки на фоне неба - это они и есть.
Полоса чистой воды, пересекающая кадр почти по диагонали - русло речки Россошь: вот так иногда можно увидеть невидимое, скрытое водой и временем.







«Бабье лето» на Море: тишина, синее небо, синяя вода, золотой камыш.



В 2006 году первый снег выпал уже в начале ноября. И сразу всё преобразил.



Здесь Берёзовая впадает в Море. Коряжники - самые окунёвые места.



Февраль. Скоро весна!

...

степь, река Березовая, станица Селивановская, Море

Previous post Next post
Up