Гребля и Море

Sep 14, 2010 10:07





Во времена моего детства купаться с друзьями мы ходили в несколько мест.

...Но, наверное, прежде надо сделать какое-то вступление и несколько слов сказать вообще о моей речке Берёзовой. Река это степная и, как сейчас я это понимаю, немноговодная. Да и Селивановка стоит почти у её истока.



Простая история: купание красного автобуса

...Когда-то здесь, в наших местах, было древнее море (так рассказывал нам ещё в школе учитель истории, и мы всё удивлялись, что живём на дне моря). Интересно, осталась ли ещё на Земле суша, над которой когда-то не было моря?

Песок и глина, солончаки - всё здесь не редкость и встречаются, порой, в очень неожиданных местах.

Самая мелкая детвора купалась на Переезде (совсем неглубоко и на берегах много отличного песка) и на Авилке (песка здесь меньше, воду можно было, зная место, перейти «по-шейку»).





Переезд.

Но самое лучшее, самое популярное место - Огороды.

Огороды здесь действительно когда-то были. На левом берегу и сегодня от них остались следы: канавы-межи, ямы от погребов, небольшие бугры - когда-то стояли чьи-то дома. Хотя земля - так, не очень. На правом (Берёзовая делает некоторый заворот) - чернозём; до и после революции, и сегодня, после «перестройки» и развала колхозов - огороды. Но в моё время здесь был колхозный сад (заложили его перед самой войной). Проголодавшись, хорошо было перекусить яблочком - упавшие на землю сторож благодушно разрешал собирать.





Слева - остатки старого колхозного сада.

Как-то после сильного дождя, когда разлившаяся речка снесла вознесеновский мостик, на левом берегу, как раз там, где мы любили валяться на песке, вымыло из берега неразорвавшуюся авиационную бомбу. Бомба была без взрывателя, потому казалась нам неопасной, и с месяц пролежала рядом с загорающими купальщиками, пока ее кто-то не утащил.

На Огородах я научился плавать…

Рядом с Огородами, метров 50 - место для любителей понырять, Ямка. И действительно - ямка: шаг в воду - и дна под ногами уже нет, а на середине её, я и не помню, чтобы кто-то донырнул до дна.

До войны Ямки не было. В 42-ом, когда в июле немцы бомбили мост и брод на Авилке, здесь взорвалась большая авиабомба - образовался водоворот, открылись ключи - получилась вот такая Ямка.

Ещё одно место купания - Кутушка. Кут, он же Поповский сад (заброшенный сад селивановского батюшки, а когда попов извели - стали сады селивановских жителей) - место дикое и мрачное.



Поповский сад.

Одичавшие груши и яблони вперемешку с осинами, тополями и кустами тёрна, старые деревья, увитые хмелем и диким виноградом; добираться на Кутушку хорошо только в сухое лето. Вот зимой - да, все ходили играть в хоккей сюда да на Гнилушу.





Кутушка.

Дальше по речке, почти под Лесхозом - Пляж. Особой популярностью, надо сказать, это место не пользовалось.



Пляж.

Здесь купались в основном «лагерчата» (рядом, посреди соснового бора - сосна посажена была ещё в 28-ом году - расположен пионерский лагерь). И этих «лагерчат» мы считали какими-то неполноценными, ущербными: ходят они везде строем, в воду - только по команде, нырять с кручки - вообще никак нельзя. Мы, чтобы не сбивать вожатых со счёта - сколько в воду зашло, сколько вышло - и купались-то отдельно, чуть выше по течению (примерно там, где «переправляются» гуси) или на другом берегу.



А вот Малорябка - это уж на любителя. Правда, больше - не купаться, а рыбу ловить: и с удочкой посидеть есть где, и с бредешком побродить.









Малорябка.

Ещё одно место для купания - Гребля. Здесь - разговор особый.

Во-первых, далеко. Можно, конечно, по правому берегу, на велосипедах (правда, быстро не получится: пески), но хорошее место на правом берегу всегда занято. По-над левым - интереснее, но долго. Назад, бывало, идёшь, ещё пол-дороги не прошли - уже все высохли, хоть возвращайся! Что делать - возвращались.

Во-вторых, Гребля - место, говоря сегодняшним языком, для экстремалов: попрыгать с кручи, понырять, поплавать далеко, чтобы почувствовать глубину.



Гребля. Плотина перекрыла старое русло Берёзовой.

Здесь, чуть выше по течению, в Берёзовую впадают ещё три речушки: Россошь и Средняя. Воды заметно прибавляется, течение вполне заметно: от берега к берегу надо плыть по диагонали.

…Летом случались неожиданные радости. Ежемесячно - в июне, а иногда и на первомайскую ярмарку, в июле и в конце августа в сельпо привозили мороженое. Весть о том, что его завези, распространялась молниеносно, растявшие стаканчики разбирали быстро - холодильников в магазинах не было, сразу выстраивалась очередь, каждый брал по 5-10-20 стаканчиков. Продащицы радовались: вот и план выполнили!

Вторая радость связана с рейсовым автобусом Морозовск - Селивановская. Надо сказать, что асфальтированной дороги к нам не было. Проехав больше 70-ти километров по грунтовке, автобус весь покрывался слоем пыли (ходил он только в хорошую сухую погоду, зима, весна и осень - не для него). Один из сменных водителей - ездили они через день - молодой парень, надумал каждым вечером автобус мыть. Мы, человек 5-10, весёлым коллективом залезали в «пазик» - салон его мне казался огромным - и ехали на Переезд. Там водитель великодушно разрешал нам мыть его запыленного «коня».

Но… пришла беда, откуда не ждали. Познакомился наш благодетель с какой-то девахой, за автобусом своим перестал следить, стал ездить купаться только с ней - или на Огороды, или вообще на Пляж, подальше от нашего внимания.



Нетригус (у нас говорят: Нэтрыгус, на украинский манер) - старое русло Берёзовой. Пополняется водой только по весне и постепенно теряет всякую связь с рекой.



Рассвет на Коньковке (Берёзовая у хутора Коньков).



Блесну на Будянке иногда приходится бросать не поперёк, а вдоль реки.



Будянка, не торопясь и петляя, течёт по лугу.

Подробнее...

Будянка, река Березовая, Поповский сад, Море

Previous post Next post
Up