Видимо, человек я неорганизованный, поскольку свои поездки по степи никак не готовлю. Не рассматриваю заранее карты, не прокладываю в уме маршрут. Может быть, это и неправильно, но, с другой стороны, бывает и так, что собираешься ехать в одно место, но что-то вдруг заставляет поменять план, свернуть с намеченного маршрута.
Люблю ездить «куда глаза глядят», тем более везде встретишь что-то интересное.
Уже постфактум, когда ездить нет возможности, смотрю карты и интернет на предмет: где же это я был?
Противотанковый ров
Вот и в этот раз, рассматривая через мапсгугл окрестности Парамонова, обнаружил на бугру, около балки Двуречка, странный объект явно рукотворного происхождения: то-ли
насыпь, то-ли
ров. Но я проезжал совсем рядом и никакой насыпи не видел, значит - ров.
Тут мне припомнилась одна карта боевых действий 62-й армии в июле 1942 года и рассказы стариков, что под Чернышками (Советская ранее называлась станицей Чернышевской) в войну был укрепрайон.
Конечно, это никакой не укрепрайон, а, как узнал из военных мемуаров, просто система противотанковых заграждений. В районе Чернышевской их возводили батальоны 5-й сапёрной армии с 10 января по 5 февраля 1942 года. Кроме того, после освобождения, в декабре 42-го - январе 43-го, они дополнялись на случай прорыва 6-й немецкой армии из Сталинградского котла.
Именно здесь, под Чернышевской, в составе ударного отряда, сформированного из частей 33-й гвардейской дивизи, в кровопролитных боях сражался и командир роты связи гвардии младший лейтенант Григорий Чухрай. Бои эти и выход из окружения в своих воспоминаниях «Моя война» он описывает довольно подробно. И отмечает: истоки его «Баллады о солдате» - именно отсюда, из боёв под Чернышевской.
Небольшое дополнение для тех, кто через интернет захочет узнать поподробнее. Есть Чернышевская (переименована в Советскую вскоре после войны), а есть Чернышковская (теперь посёлок Чернышковский, между Обливской и Морозовском). Случается, в своих воспоминаниях ветераны их путают.
Про свет
В июне дождики как-то перепадали, в июле - может быть, где-то перепадали. В августе...
Восточные ветра несли пыль и дым пожаров.
...В этот день тучи натянуло ещё до рассвета. На восходе термометр показывал +26. Около 8 часов над Селивановкой стало проглядывать солнышко, +32. Около 10, когда я вылез из рва и раздумывал, каким маршрутом двигать на Степной Кут, +36. В Двуречке фотографировал щурок - солнца стало больше, + 38.
Сушь, пыль и гарь в воздухе и дали этот оранжевый свет: «красная планета»!
На горизонте - ещё зеленеет поле подсолнечника. Противотанковый ров тянется как раз по-над полем.
Края рва ровные: то есть выброшенную землю, как и положено по военной науке, разровняли.
Почва у самого рва - суглинок, метров через 7-10 начинается какой-никакой чернозём.
Строили ров, сообразуясь с условиями местности, оставляя проходы - своеобразные ловушки для танков противника.
И сегодня, спустя без малого 70 лет, с уже осыпавшими стенками - это довольно грандиозное сооружение.
Впереди - балка Двуречка. На северном её склоне продолжения рва не обнаружил. Вероятно, противотанковым препятствием служила сама балка.
Рядом со рвом проходит полевая дорога. Хорошо виден характер выброшенного из рва грунта.
Здесь, прямо на дороге, нашёл довольно крупный осколок авиабомбы. На другой стороне рва, ближе к балке - венец шестерни привода прицепного зерноуборочного комбайна. (Интересно: кто-нибудь, кроме меня, ещё помнит, что это был за агрегат?).
Рядом со рвом наткнулся на странного вида бетонный столбик. Надпись на жестянке прочесть невозможно, сам столбик в штык окопан. Может быть, это какой-то геодезический знак? Но ничего подобного мне ранее не попадалось.
На противоположной стороне рва, чуть дальше, метрах в 30-ти, - остатки ещё одного такого же столбика. Бетон рассыпался, торчит только железная арматурина. Этому столбику повезло меньше. Стоит он на краю поля, в траве почти не виден, и не раз ему, видно, доставалось от разворачивающихся культиваторов и борон.
Балка Двуречка. Тучи сдвигаются на север, солнца стало больше, +38.
Если то, что археологи раскопали под Советской, - действительно остатки ставки Кончака, и если вспомнить
гипотезу И. Е. Кольцова, то выдвижение половцев в верховья Яблоневой происходило, возможно, этой дорогой. Правда, в XII веке на Руси более-менее удобным считался путь по правому берегу Чира. Здесь же были непролазные лесные дебри. Но, вероятно, непролазными они были только не для «партизан»-половцев.
Золотистая щурка.
Щурей в этом году - к великому огорчению пчеловодов (по-украински эта красивая шустрая птичка зовётся радужная пчелоедка) - великое множество. И только им, кажется, жара нипочем.
Щурки - птички, конечно, любопытные, но и пугливые. Поэтому я делал вид, что «просто еду мимо».
Верховья Двуречки.
Солнца всё больше. Почти добела выгоревшая трава, чёрная дорога. +39. Ощущение полёта (у меня и моей машины).
Безымянная балка тянется с востока на запад и впадает в балку Берёзовая.
У Степного Кута. + 40, ветер.
Какой-то шальной байбак. И что за нужда выгнала его в эту жару из прохладной норы?
Правда, это уже у Верхнего Вячеслава, ближе к речке, +38.
Зелень и хоть какая-то прохлада остались только у воды.
В этом году впервые в наших местах увидел белых цапель. Серая и даже рыжая цапля - не редкость, а вот большая белая... Надеюсь, им на
Море понравится, гладишь - и приживутся.
А за этим лебединым семейством наблюдаю с апреля.
Дело к вечеру... + 38.
...