Шесть лет назад премьер России Путин по контракту с АвтоВАЗом совершил рекламный автопробег на машине «Лада-Калина» по федеральной трассе «Амур», только что торжественно введённой в эксплуатацию. Ехидный Юрий Шевчук не замедлил отозваться на это событие строчками «Путин едет по стране, а мы по-прежнему в говне». На удивление всем Путин в очередной раз стал президентом и теперь не ездит, а только летает над страной, народ продолжает оставаться всё там же, а магистраль от Читы до Хабаровска успела заново покрыться ямами и волнами. Увы, нас с марушкой в путешествии до Байкала не сопровождал, как Путина, кортеж из трёх крузаков, да и дорожный отчёт мне пришлось писать самому.
КОСЯЩИЙ ПОД КАННЫ И ПАРИЖИК
Город Канск впечатлил меня до полного изумления. Нет, не древностию своей или архитектурными красотами: такой же заштатный городишко, что и Ачинск, даже населением поменее будет. Те же грязные улицы, разбитые дороги, серые дома, - всё, что видим мы на каждом шагу по просторам необъятной родины. Но есть у Канска одна особенность, от которой у меня ещё долго будет кружиться голова.
Уж не знаю для чего, но каннцы (или каннчане?) наделали по всему городу того, что в ПДД называется «перекрёсток с круговым движением». То ли в городской казне просто бабла на нормальные светофоры не хватает, то ли выебнуться решили пред всей страной, но только дорожных колец в Канске я насчитал больше, чем колец в эмблемах за всю историю олимпийского движения. Даже Триумфальная арка (вот так, не больше и не меньше!), которую в 2005 году запиздюрили в центре города по случаю 370-летия Канска, стоит не в сторонке, а прямо посреди улицы, так что при своих передвижениях по городу я был вынужден объезжать её по круговому перекрёстку раз десять - не меньше.
Вторым потрясением стала для меня объездная дорога вокруг Канска. На обратном пути, не желая более крутить динамо по бесконечным кольцам, я решил миновать город стороной, об чём пожалел неоднократно. Каменистая дорога была разбита фурами до полной невменяемости. По её обочинам семо и овамо валялись обломки древесины, как будто в гиблом месте нашёл свой конец ещё и с десяток фрегатов. Далеко впереди нас маячили две фуры. Даже они опасались ехать быстрее по такой убитой трассе. На скорости 15 км/час всего за каких-то десять минут я отчаянно нагнал их и начал обходить. Водилы злобно пялились из своих кабин на лихача, а мы с марушкой злорадно обкладывали их хуями и показывали факи. Наконец один из фурманов не выдержал вала оскорблений и выскочил на дорогу с монтировкой, намереваясь навешать нам пиздюлей, но я резко увеличил скорость до 20 км/час и легко ушёл от погони.
Ёбаный стыд! Вся объездная дорога имеет протяжённость чуть поболее семи вёрст, а тащились мы по ней, чтобы не повредить бибику, минут сорок. Нешто у города и федеральной власти не найдётся с десяток-другой ещё не уворованных миллионов - кардинально починить этот невеликий отрезок трассы М-53 и не допускать того, чтобы грузовой транспорт калечил в хлам городские улицы? Не понимаю…
ПРОБЛЕМА ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА
В девяностые годы мои знакомые пацанчики зарабатывали на жизнь перегоном иномарок из Владика в Кузбасс - с их последующей перепродажей. Из рассказов перегонщиков запомнилось, что многие из участков федеральной трассы «Сибирь», существующие на картах, являются не дорогами, а направлениями, на которых можно остаться без колёс или с пробитым поддоном картера. Шестьдесят вёрст от Нижнего Ингаша до Решет были своеобразной русской рулеткой для водил: если проскочишь - счастлива твоя звезда, но уж если засел - молись аллаху. Всего за каких-то двадцать лет положение здесь изменилось коренным образом: трассу от Канска до Иркутска усиленно асфальтируют, так что лишь небольшие щебёночные участки ещё напоминают о былых ужасах. Но устроена вся система ремонта очень затейливо.
Жмёшь ты себе по трассе, утопив педальку газа в пол, как вдруг - стоп! - посреди трассы нежданно возникает светофор либо дорожный муфлон с фаллоимитатором, официально именуемым «жезл дисковый световозвращающий». А это значит, что одна сторона дороги ремонтируется, и машины проезжают этот участок в очередь - исключительно по другой стороне. Минут пять стоишь, ковыряя в носу, ожидая, пока пройдёт встречная колонна машин, и лишь потом пускаешься дальше в путь. Когда такое случается изредка - это не напрягает, но поскольку щебёночные разрывы в Иркутской области ремонтируют кусками, на сотню километров таких участков приходится несколько, что подзаёбывает.
В любом случае - процесс здравый: ещё год-другой - и вся автомагистраль «Сибирь» будет покрыта асфальтом. Надо же: прошло не более полувека, за которые государство смогло превратить важнейшую транспортную артерию России из трассы для авторалли в приемлемую для проезда магистраль! После такого позавидуешь Российской империи, с помощью лопат и пердячего пара работяг сумевшей проложить от Урала до Владивостока семь тысяч вёрст Транссиба за срок, вдвое меньший.
Правда, один раз очко сыграло у меня по полной программе на вполне приличном дорожном отрезке. Еду я себе, вдруг слышу странное постукивание ходовой, как будто машина идёт по рельсам: «Тук-тук, туки-тук». Когда минут через пять этот странный стук не прекратился, я подумал: «Ну всё, пиздец: скоро всё отвалится, а эвакуатора в этих ебенях днём с огнём не сыщешь!». Остановился, обошёл бибику со всех сторон - нет, полный порядок. Что за чёрт? И лишь потом, въехав, в чём дело, долго ржал над собой. Видимо, на этом участке дороги имелись пучинистые грунты, а потому при ремонте трассы в качестве основания под асфальт положили бетонные плиты ПАГ, которыми укладывают взлётные полосы на аэродромах. Со временем битум подтаял, и на стыках плит колёса спотыкались, делая наше авто похожим на маленький паровоз.
ВСАДНИКИ БЕСПРЕДЕЛА
О, Иркутск, восхищение души моей и паранойя мозгов моих! С Иннокентьевского моста перед нами раскинулся на берегах Ангары-матушки красивейший город, но, как всегда бывает, при ближайшем рассмотрении он оказался той ещё западнёй. До центра города с помощью врождённой чуйки я добрался чудесным образом. Там, рядом с площадью имени графа Сперанского (во, бля!), в киоске возле сквера имени товарища Кирова (а Иркутск вообще оказался горазд на «красную» топонимику, что досталась ему в наследство от первых лет советской власти), мы купили карту города, думая, что это нам поможет. А вот ни хуя!
Моя марушка, презрев традиционный топографический идиотизм всех женщин, быстро начала ориентироваться по карте и принялась направлять меня по городу, как заправский штурман. Сделать это было непросто. Городские власти Иркутска, видимо, считают баловством прикреплять на здания полноценные аншлаги с названием улиц и нумеровать каждый из домов: присутствует либо одно, либо другое.
Такой обычай резко контрастирует, например, с нашим областным центром, где на каждом доме название улицы и номер нарисованы так крупно, что их способен увидеть даже самый слепошарый даун. В Иркутске же, чтобы точно определить, в какой точке города ты находишься, надо прохуярить по улице с полкилометра, лихорадочно зыря по сторонам. Только тогда пазл в мозгу сложится, но, скорее всего, к этому времени ты уже проскочил нужный поворот, так что надо прокладывать новый маршрут.
Но это ещё не самое страшное: нигде более не видел я таких ебанутых водителей, как в Иркутске. Узкие центральные улицы города, построенные при царе Горохе, явно не рассчитаны на большие транспортные потоки, а живут иркутяне, судя по количеству дорогих авто, небедно. Причём складывается впечатление, что днём все они разом выезжают в город и начинают носиться по нему на опасных скоростях, забивая на ПДД: приоритеты проезда перекрёстков игнорируют, поворотники не включают, а на красный свет пролетают, не глядя по сторонам. Всего за каких-то полчаса езды по городу я поседел на 30% и дважды обоссался, будучи на волоске от аварии. Хаоса добавляют пешеходы, которые в рот ебали дорожную разметку и переходят улицы там, где им удобно, причём лёгким прогулочным шагом.
Мусоров иркутские водилы вообще ни во что не ставят. Мне довелось наблюдать презабавнейшую картинку: территорию рядом с каким-то рынком, где стоянка запрещена специальным знаком, машины оккупировали так, что залупу воткнуть некуда. Подъехал экипаж ДПС, внимания на который не обратил никто. Бедные менты включили громкоговоритель и на всю улицу начали увещевать водителей покинуть запретное место. Как вороны, разлетаясь с помойки, нехотя взмахивают крыльями, так и бибики начали лениво отъезжать от тротуара, а их седоки громко хуесосили гаишников. Те только утирались и ревели в голос.
Но и обратный путь, лежащий через Иркутск, удивил меня ничуть не меньше. За 12 километров от въезда в город началась пробка, какой я в жизни ещё не видывал: мы проторчали в ней полтора часа, двигаясь со скоростью паралитика. Я подумал было, что впереди нас ждёт шоу с десятком машин, врезавшихся друг в друга, а также море крови и руки-ноги, валяющиеся на асфальте, но не тут-то было. Один поворот сменял другой, а гипотетической аварии всё ещё не было видно. В одной из идущих впереди машин папик выпустил свою тёлку поссать, та кинулась через кювет, ломая кусты, и потерялась в зарослях минут на десять: видимо, планы у сойки были далеко идущими. Когда она, одёргивая юбку, с довольной ухмылкой вернулась на трассу, машина их продвинулась в лучшем случае на сотню метров.
Зато пропидоры на внедорожниках с иркутскими номерами один за другим проносились мимо по обочине, обдавая клубами пыли колонну застрявшего транспорта и вызывая моё праведное возмущение. На первом же городском перекрёстке затор начал рассасываться сам собой и исчез. До сих пор не возьму в толк, как в субботний летний день можно было ухитриться создать пробку не на выезде, а на въезде в 600-тысячный город. Нет, эти иркутяне определённо ебанутые!
ЖОПОЙ ОБ ДОРОГУ
Со вздохом облегчения мы вырвались за пределы Иркутска и тронули в сторону Ольхона. Всё было бы замечательно, кабы в этот день природа не подложила нам большого кабана, устроив настоящий июльский ливень. А ехать по двухполосной трассе Иркутск - Баяндай, когда тебе в ебло поминутно летят брызги и ошмётки грязи из-под колёс идущих впереди фур - это то ещё удовольствие. И не обгонишь, потому что за стеной дождя движение по встречной полосе не оценить напрочь.
За время путешествия я готов был возненавидеть дальнобоев лютой ненавистью. Есть среди них нормальные мужики, которые на дороге не грубят да ещё и показывают тебе поворотником: обгоняй, мол, я прижмусь к обочине. Таким водилам - респект с уважухой. Но большинство дальнобойщиков растележатся на всю трассу и катят себе неспешно, как к царю на именины, а ты вынужден тащиться сзади, пялясь на жопу очередной фуры. Иногда, если узкая дорога не позволяет, за большегрузом выстраивается целая колонна матюгающихся легковух. Уже на обратном пути, в Кемеровской области, нашу машину едва не собрал в гармошку летящий сзади грузовик с херовыми тормозами. Хорошо ещё, что сам водила оказался куда исправней своей машины и ухитрился обогнуть нас, не задев.
За Еланцами - на полпути в сторону Сахюрты - нас настиг уже самый настоящий трэш. Километров тридцать пути представляют собой пыльную дорогу из щёбёнки, густо усыпанную каменьями. Дорожники асфальтируют трассу, но ебаться им с этим отрезком, судя по всему, предстоит ещё год-другой, а мы-то ехали здесь и сейчас. Вытрясая мозги, машина дребезжит на такой стиральной доске, рот и глаза забиты пылью - атас! Хорошо ещё, что рядом с недоделанной автомагистралью такие же натерпевшиеся водилы накатали грунтовку: на ней тоже можно налететь днищем на крупную каменюку, но, по крайней мере, машина идёт мягче, хотя нормальной скорости не разовьёшь.
На паромной переправе до Ольхона нам, как оказалось позже, повезло: простояли в очереди чуть больше трёх часов. Потом нам рассказали, что в летний сезон здесь скапливаются сотни машин, и особо везучие путешественники могут париться на берегу сутками. Если учесть, что придорожный сервис в этом месте минимален, а единственный сортир с дыркой примостился далеко на бугре, можно представить, какие страсти Христовы терпят дикие автотуристы, особливо путешествующие с малыми короедами.
А вот на острове, как писал когда-то Шолохов, старое началось сызнова. Дорога от переправы до посёлка Хужир - столицы Ольхона - та же самая, что на участке до Сахюрты, с той лишь разницей, что дорогообразное направление одновременно сопровождают три-четыре грунтовки: выбирай не хочу! Единственное преимущество в том, что заблудиться невозможно: по какому из путей не пускайся - все дороги ведут в Хужир. Этот отрезок путешествия дался нам особенно тяжело. Только представьте себе: уже смеркается, дождь льёт безостановочно, а в особенно уёбищных местах авто на грунтовом склоне кренится набок под углом сорок градусов. Собрав волю в кулак, я карабкался по бесчисленным холмам туда, где нас теоретически ожидали тепло и уют. Расстояние в 35 километров мы одолели за полтора часа, и тогда наконец за песчаными дюнами показались первые дома Хужира.
В посёлке нас ожидал первый и единственный за всё путешествие кирдык. Когда мы уже двигались по тёмным улицам, отыскивая нужный нам дом, что-то затарахтело под колёсами. Сначала я подумал было, что налетел на большую ветку, но вышел из машины и прихуел: задний бампер едва держался, свернувшись в трубочку. Виной всему была та самая гладильная доска прибайкальских дорог: один из саморезов, на которые с боков был закреплён бампер, от бесконечной тряски вывинтился, и вся конструкция пошла прахом. Хорошо ещё, что японская пластмасса выдержала такое насилие над собой и не треснула. Будучи по-жидовски запасливым, я достал из загашника кусок проволоки и худо-бедно закрепил бампер. На следующий день нам предстояло начинать свой отдых с поисков автосервиса…
You can watch this video on www.livejournal.com
Начало - там:
В АЧИНСКЕ -
ЗАПРАВИТЬСЯ...