НЕ СОТВОРИ СЕБЕ ВЫСОЦКОГО

Jun 08, 2015 11:22



Вполне допускаю, что за этот пост цоеманы России закидают меня ссаными тряпками, ибо для некоторой части нашего населения Виктор Цой - такой же сексуальный фетиш, как для кого-то - гимнаст на кресте или георгиевская ленточка.






Я никогда не фанател по Цою. Всегда воспринимал его лишь одним из когорты рокеров, в эпоху гласности прорвавшихся на сцены и стадионы во второй половине восьмидесятых. Имена их у всех на слуху, а те из былых кумиров, кто ещё по недоразумению жив, преимущественно смогли встроиться в мир наживы и чистогана, лабают свои замшелые хиты для сильно поредевшей аудитории и более во властители дум не стремятся.



Цой был, пожалуй, экзотичнее всех своих собратьев: с тонкими чертами лица, выпяченной вперёд челюстью, характерным восточным разрезом глаз и глуховатым голосом. Индустрии бульварной прессы тогда ещё не существовало, поэтому публика питалась самыми невероятными слухами о жизни советских рок-идолов, доходящими до глубинки с большим запозданием. Исключение составил, пожалуй, лишь документальный фильм Алексея Учителя «Рок» (при упоминании которого старые рокеры дружно плюются), в котором Цой снялся в индустриальном интерьере знаменитой питерской котельной «Камчатка».



А вот сообщение о гибели Цоя в августе 1990 года запомнилось мне хорошо. Потому, наверно, что впервые официальные СМИ снизошли до одного из лидеров андеграунда и рассказали в новостях о том, как неподалёку от Риги лидер группы «Кино» на своём тёмно-синем «Москвиче-Алеко» протаранил рейсовый «Икарус». Лозунг «Цой жив!», стена памяти, семь самоубийств (двое покончили с собой у «стены Цоя» на Арбате, а ещё пятеро - возле его могилы на Богословском кладбище Петербурга) и прочая вакханалия вокруг имени Цоя случились позже. Сегодня - за исключением десятка песен - творчество Виктора Цоя мало кому известно по-настоящему. Он - скорее легенда, герой японских манги, своего рода российский Брюс Ли, которому когда-то подражал юный Цой.



Думаю, оно и к лучшему, что практически мой ровесник Виктор Цой умер молодым. Я иногда задумываюсь о том, что было бы, если б, скажем, Сергей Есенин благополучно пережил тридцатые и сороковые годы, был бы официально объявлен классиком советской литературы, при Хрущёве писал оды кукурузе, маразматичным старичком дремал, попёрдывая, в президиуме съезда совписов и нёс с высокой трибуны невообразимую хуйню. Любили бы его так, как любят сегодня - умершего молодым бунтаря, пьюху и бабника, писавшего пронзительные стихи? Любили бы седого Талькова, воющего «Чистые пруды» на бесконечных корпоративах? Любили бы так же плешивого и одряхлевшего Высоцкого, снимающегося в бесконечных сериалах дурного пошиба?



Кстати, о Высоцком. Раз и навсегда я дал зарок не создавать себе кумиров после того, как Высоцкий наебал лично меня. Ухитрился наебать уже после своей смерти. В начале девяностых, когда всплыли многие, неизвестные до того свидетельства, я прочёл их и прихуел: как же так? - настоящий авторитетный мужик, лихой самец, совесть поколения, песни которого я знал наизусть с детства и руководствовался ими, как компасом в жизни, оказался пошлым нарколыгой, не сумевшим совладать даже с собственным мясом, которое требовало очередного укола?!



С тех пор я держу великих на расстоянии от себя: надо воспринимать их творчество в отрыве от личности, иначе разочарование может быть слишком велико - этот оказался пидором, тот строчил доносы на своих товарищей, а третий и вовсе тайно посещал синагогу.



Кем же был Цой, стеснительный парнишка в чёрном, до смерти любивший помидоры? Если разбираться в цоевской биографии, то - по меркам нового столетия - полнейшим лузером. С горем пополам закончивший восемь классов на трояки, изгнанный за неуспеваемость из художественного училища, подрабатывающий то уборщиком в бане, то спасателем на пляже, то кочегаром в котельной при женском общежитии, Цой вполне мог считаться тунеядцем по меркам советского времени. Хорошо знающие его люди говорят, что Цой не обладал бойцовским характером, был молчалив и мог целыми днями валяться на диване, не выходя из дома, а любимой его позой было сидеть, задрав ноги на стол.



Вполне себе здоровый парень, Цой, чтобы откосить от армии, пролежал пару месяцев в психушке и получил «белый билет». Будучи закомплексованным, он стеснялся женщин, и первая же нахрапистая тёлка, понявшая, какой выигрыш выпал ей, быстро взяла парня в оборот и начала делать из него звезду, а потом уже Цоя прибрал к рукам валютчик и педрила Айзеншпис, который только что отмотал 18 лет в лагерях и принялся с группой «Кино» косить бабло на переполненных стадионах Советского Союза.



По воспоминаниям друзей, Цой начал бренчать на гитаре и писать песни от безделья. Если слушать первые его магнитоальбомы, быстро устаёшь от мелодической тягомотины и тематики песен, где безделье перекликается с бухлом, а мысли о безденежье - с безграничным одиночеством. Ни хуя сакрального в этом юношеском блеянии, порой переходящем в бессвязное бормотание, нет. Не случись в стране перестроечной шизофрении, глядишь, так и пел бы Цой свои песенки на концертах-квартирниках, попивая вермутину. Однако Мишаня Горбачёв, сам не понимая того, какого джинна выпустил из бутылки, открыл шлюзы, и волна популярности вынесла новых витий на Олимп из подвалов и подворотен.



Я убеждён, что несколькими своими песнями, которые по сей день на слуху у всех, Цой просто - возможно, сам не ведая того, - попал в резонанс с настроениями, царившими в стране, и это сделало его мегапуперизвестным. А, может, прав главный жулик российского рока БГ, полагающий, что Цой стал всего лишь сосудом, через который недолгое время проявляла себя некая высшая сущность: «Если кто-то и считает, что он выражал мысли и чаяния простого народа, то это глубокое заблуждение. Он выражал сам себя и тот дух, который через него говорил».



Тогда мантра «Хотимперемен», которая сродни нынешнему заклинанию «Крымнаш», действовала на раз - знаю это по собственным ощущениям. Но вся ирония истории в том, что нынешняя Россия, с корчами пережившая нищие девяностые, более не желает перемен, о которых пел не доживший до них и не успевший скурвиться пророк Виктор Цой.



Продолжение темы - в постах:

СУДЬБА И ПОЗОР РОБЕРТА ЦОЯ
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ НАД ВИКТОРОМ ЦОЕМ

фильм, гибель, нарколыги, пидоры, народ, песня, Сергофан Прокудин, гласность, музыка, зона, Россия, БГ, Цой, воры, алкаш, объебалово, мифы, перестройка, мудаки, Виктор Цой, пиздец, Ленинград, актер, бухло, Горбачёв, предательство, ложь, Высоцкий, история, шоу, хуй, лицемерие, власть, рок

Previous post Next post
Up