4. Город живёт!
4.1. Когда мы готовились к поездке, эта поездка казалась какой-то авантюрой, поездкой в вымерший город. Поэтому в поездку мы собирались как в поход: с палатками, туристическим снаряжением и своим запасом еды.
Наши предположения не подтвердились от слова «совсем».
Город живёт, и мирная жизнь в нём - продолжается.
Работают продуктовые и промтоварные магазины. Ценник - примерно среднероссийский. Ассортимент тоже, но добавляется и диковинка - продукция производства ДНР и других новых территорий. Например, колбасы Бердянского мясокомбината оказались очень даже неплохи. Также, к удивлению своему, увидел и продукты иранского производства: шоколад, «Кока-Колу».
Как правило, принимаются карточки российских банков (и «Мир», и «Виза», и «МастерКард»).
Работает донецкий сотовый оператор «Феникс», правда точек продаж сим-карт - всего 2 на весь город. Мне повезло: в воскресный день оформление симки заняло у меня минут 10-15. В другие дни, говорят, кто-то и по 3-4 часа тратил. Проезжая потом мимо точки продаж, приходилось поутру видеть довольно существенные очереди на входе, человек на 20-30.
Впрочем, если не нужен мобильный интернет, можно обойтись и без местной симки. Звонки довольно недороги и в роуминге у российских сотовых операторов: на моём Билайне входящие были бесплатны, а исходящие на российские номера стоят 3 руб. за минуту.
Работают российские банки, банкоматы, хотя их и не так много, как требуется.
Заправки есть, бензин на них - тоже. О 98-м, конечно, можно и не мечтать, но обычные 92 (50 руб./литр), 95 (без присадок) и ДТ есть везде. Карточки принимают, цены - повыше среднероссийских, примерно на уровне Крыма.
Во многих местах положен свежий, ровнейший асфальт, ярко контрастирующий с «украинским» асфальтом. Обустроены тротуары, выложены плиткой пешеходные зоны.
4.2. В центре города, в окружении красивейших полуразрушенных домов, в сквере почти полностью разрушенного взрывом Мариупольского Драмтеатра, от которого уцелел, по сути, только фасад в классическом греческом стиле, - подстриженные зеленые лужайки, плитка, детская площадка, на которой резвится малышня, лавочки, где милуются молодые парочки, шахматная беседка, городские скульптуры. Но, самая поразительная часть сквера - РАБОТАЮЩИЙ ФОНТАН! И это при том, что в городе есть проблемы с водой.
Тем не менее, находясь в этом сквере ощущаешь себя как в каком-то южном курортном городке на отдыхе, но никак не в городе прифронтовом.
Сам Драмтеатр пока закамуфлирован баннером с изображением театра, но внутри завалы почти разобраны, и, судя по всему, готовятся работы по восстановлению его былой красоты.
Почти не пострадала площадь Свободы, несмотря на разрушения домов и торговых центров рядом с ней. Ранее это была площадь Ленина, на которой, соответственно, возвышался памятник Ленину. На защиту этого памятника выходили мариупольцы в 2014 году, пытаясь помешать новой майданной власти Украины снести его. Увы, не помогло: мнение «неправильных граждан» той власти было совершенно безразлично, и после того, как полк «Азов» захватил город, поубивав и пересажав, либо заставив заткнуться всех несогласных, памятник был снесен, сама площадь - переименована, а место памятника в 2020 г. заняла композиция из 25 белых голубей (по числу областей Украины согласно их конституции) и «Колокол мiру», с которого, впрочем, тут же сняли язык, дабы местные жители звонами не надоедали.
Невдалеке возвышается памятник св.блг. князю Александру Невскому - дар Санкт-Петербурга возрождаемому им городу.
Здесь был Голодомор. Точнее, бывал.
4.3. На городском пляже, за сгоревшими вагонами, народ жарит шашлычки, сидит в кафешках на пирсе, самые отважные даже уже купаются.
В самом городе работают салоны красоты, кофейни, ресторанчики.
Одна из самых шокирующих картин, что я наблюдал в городе, выглядела так: выгоревшее и местами разрушенное здание, на первом этаже которого… сияет всеми огнями, весь в мраморной облицовке ресторан «RICH». Белые скатерти с правильно расставленными приборами, дорогие вина на полках, снуют официанты в белых рубашках и бабочках, на улице выставлены столы, зонтики. Сидит публика (и немало!), рядом припаркованы недешевые машины с водителями.
А вокруг - разрушенные и полуразрушенные дома. Полный оксюморон!
Конечно, тем обездоленным старики, которым мы восстанавливаем порушенные войной дома, не до посещения таких мест.
Но, тем не менее, несмотря на царящую вокруг разруху, посетителей (то ли местных, то ли приезжих) в этом заведении хватает.
4.4. По городу ходит общественный транспорт: электробусы (пока - со сложенными «рогами») и трамваи. Проезд в них пока что бесплатный. В транспорте - символика «Бессмертного полка» и портреты ветеранов - предков вагоновожатых.
Утром буднего дня город оживает: люди спешат на работу, и весьма ухоженные дамы - среди них.
Пока, правда, непонятно, где все эти люди работают. Но, видимо, где-то работают, раз есть необходимость по утрам вставать и прихорашиваться.
Молодежь - спешит на учёбу. Судя по всему, ВУЗы и другие учебные заведения продолжают работу, и в них есть кому учиться. Хотя многие здания ВУЗов выгорели полностью, и следы восстановления наблюдаются далеко не везде (но кое-что восстанавливают).
Часть первая
https://sergiusrus.livejournal.com/20171.html Часть вторая
https://sergiusrus.livejournal.com/20367.html Часть четвертая
https://sergiusrus.livejournal.com/20910.html Часть пятая
https://sergiusrus.livejournal.com/21217.html Часть шестая
https://sergiusrus.livejournal.com/21301.html Часть седьмая
https://sergiusrus.livejournal.com/21647.html