Катастрофа подводной лодки «Тетис»

Oct 09, 2023 10:01

Событие, о котором пойдет речь, нельзя назвать совсем уж неизвестным. О нем упоминается во многих публикациях, в том числе в известной книге А.А. Нарусбаева "Катастрофы в морских глубинах". Тем не менее, иной взгляд на события никогда не бывает лишним. Представляемый материал основан на статье польского автора Кжиштова Домбровского, хотя и не является дословным переводом.



Спуск на воду подводной лодки "Тетис" на верфи "Кэммел Лэрд", 29 июня 1938 г.


1 июня 1939 г. во время крушения погибла британская подводная лодка «Тетис» («Thetis»). Это была новейшая субмарина, заложенная на верфи «Кэммел Лэрд» 21 декабря 1936 г., спущенная на воду 29 июня 1938 г. и введенная в строй 4 марта 1939 г. Она имела водоизмещение 1110/1590 т, размеры 84×8,08×4,45 м, скорость 15,25 уз на поверхности и 9 уз под водой, дальность плавания 4500 миль 11-узловым ходом, экипаж насчитывал 59 офицеров и матросов, вооружение состояло из шести внутренних (в прочном корпусе) и четырех внешних 533-мм торпедных аппаратов - все стреляли в направлении носа - и 102-мм орудия.

«Тетис» еще не считалась полностью боеготовой. Для этого требовалось провести еще ряд испытаний, в том числе погружений. Именно с этой целью 1 июня лодка вышла в Ливерпульский залив в сопровождении буксира «Грибкок» («Grebecock»). При этом на ее борту помимо экипажа находились многочисленные специалисты верфи «Каммел Лэрд» - в общей сложности, внутри корабля было 103 человека.

Около двух часов дня торпедный офицер лейтенант Фредерик Вудс осмотрел торпедные аппараты. Сначала он открыл контрольный клапан торпедного аппарата №5 и, ошибочно посчитав, что воды в нем нет, открыл его внутреннюю крышку. Как только он это сделал, в отсек ворвался сильный поток забортной воды. Как было установлено в ходе расследования, в это время наружная крышка торпедного аппарата оказалась открытой (по какой причине - выяснить не удалось), а в контрольный клапан во время достроечных работ попала краска, которая затем засохла и заклинила его в положении «Закрыто». Быстрый приток воды в носовой отсек привел к резкому дифференту, в результате чего «Тетис» ударилась носом о дно (глубина на месте происшествия составляла 46 м), а ее корма поднялась над поверхностью воды. Винты оголились, лишив лодку хода. Следует отметить, что во время этого происшествия никто не погиб.

Субмарина оказалась заблокированной в таком положении. Ситуация была сложной, но не безнадежной. С нее выпустили спасательный буй и дымовую шашку. Буксир «Грибкок», как только на его борту поняли, что произошло непредвиденное событие, вызвал помощь по радио. Хотя корма лодки торчала над водой, выбраться из прочного корпуса через нее не представлялось возможным.

Тем не менее, подводные лодки типа «Т» имели шлюзовую спасательную камеру, позволявшую покидать их в подводном положении - сложность состояла в том, что за один раз это мог сделать только один человек. Поочередно через нее поднялись на поверхность лейтенант Фредерик Вудс (непроизвольный виновник происшествия - он продолжил службу и пережил войну, но в 1947 году погиб в автокатастрофе), кэптен Гарри Орам и старший моторист Уолтер Арнольд из состава экипажа «Тетиса», а также слесарь Фрэнк Шоу из состава персонала верфи. К сожалению, пятый человек поддался панической атаке в шлюзе, допустил ошибку в обращении с ним и не только сам утонул в нем, но и заблокировал единственный путь спасения для оставшихся, оказавшихся тем самым в ловушке внутри прочного корпуса.

Таким образом, «Тетиса» стал буквально стальным гробом. Почти сотня человек, находившихся в тесном объеме, быстро израсходовала доступный кислород и неизбежно подвергась смертельному отравлению углекислым газом. Правда, на место катастрофы вскоре прибыл эсминец «Брэйзен», но на нем не имелось ни средств спасения из-под воды, ни обученного персонала, так что он не смог оказать эффективной помощи. Только в конце августа - начале сентября 1939 года «Тетис» с оставшимися внутри телами был поднят средствами специализированной компании «Liverpool & Glasgow Salvage Association», работавшей по заказу Адмиралтейства. При этом число жертв катастрофы возросло до ста, так как погиб один из работавших на подъеме водолазов - Генри Пердью.

Катастрофа «Тетиса» болезненно обнажила недостатки Королевского флота в организации работ по спасению из-под воды, однако сыграла свою положительную роль. По ее итогам британские и австралийские подводные лодки были оснащены так называемым «Thetis clip» - механическим ограничителем, препятствующим полному открытию внутренних крышек торпедных аппаратов одним движением; сначала их можно только приоткрыть, а лишь затем открыть полностью.

Между тем разразилась Вторая мировая война, и для Королевского флота каждая боевая единица стала ценной. Поэтому поднятая подводная лодка была капитально отремонтирована и 26 октября 1940 г. повторно вошла в строй под названием «Тандерболт» («Thunderbolt»). Однако невезение преследовало ее, и в марте 1943 года она не вернулась из очередного боевого похода. 28 марта «Тандерболт» был официально объявлен пропавшим без вести, а 2 июня 1943 г. - погибшим со всем экипажем.

На ее потопление претендуют сразу два итальянских корабля. Миноносец «Либра» 12 марта несколько раз атаковал глубинными бомбами подводную лодку в точке 38°17’ с.ш., 12°57’ в.д., после чего на поверхность поднялся высокий столб воды, сопровождавшийся дымом и сильным запахом нефти. Аналогичным образом, 14 марта корвет «Чиконья» атаковал глубинными бомбами подводную лодку в точке 38°14’ с.ш., 12°42’ в.д. После первой атаки субмарина была выброшена на поверхность, но быстро скрылся под водой, а после очередной серии глубинных бомб появились пузырьки воздуха, небольшое количество нефти и белый дым, пахнущий хлором, выходящим из разбитых аккумуляторных батарей.

Можно добавить, что катастрофа «Тетиса» легла в основу радиоспектакля, который несколько раз транслировался BBC под названием «Достаточно близко, чтобы прикоснуться» («Close Enough To Touch»), а в 2000 году BBC выпустила документальный фильм под названием «Смерть в заливе» («Death in the bay»).





Корма "Тетис", торчащая из воды. Вокруг нее собрались эсминцы "Сомали", "Машона", "Брэйзен", буксиры "Грибкок" и "Виджилант", утро 2 июня 1939 г.



Судоподъемные работы







"Тетис" после подъема


"Тандерболт" (бывшая "Тетис") возвращается из боевого похода. Средиземное море, 1941 год

подводные лодки, royal navy, аварии и катастрофы

Previous post Next post
Up