На днях разбирали с женой книжные завалы домашней библиотеки и неожиданно обнаружили маленькую книжечку из серии "Библиотека "ВЕСЕЛЫХ КАРТИНОК".
Помните, был когда-то такой детский журнал, рассчитанный на самых маленьких читателей в возрасте от 4-х лет? Во время моего детства - в 1970-е годы - его тиражи достигали почти 10 миллионов экземпляров ежемесячно!
К сожалению, этот замечательный детский журнал, который учил детей в веселой и увлекательной форме любить учиться, разгадывая головоломки, читая хорошие стихи, написанные талантливыми поэтами специально для детей, уже не существует (последний его номер вышел в 2014 году).
Впрочем, понятно почему: нынешних детей их родители подсадили на гаджеты (так ведь гораздо проще - и дитя занято, и у родителей есть свободное время!).
И вот в результате нынешние 6-летки идут в школу не умея ни читать, ни, тем более писать, не зная ни одного стихотворения наизусть, но зато очень хорошо знают как пользоваться ноутбуком, чтобы скачать какие-нибудь тупые мультики (не мультфильмы, а именно мультики!) или поиграть в компьтерные игры, победителем в которых становится тот, кто убьет как можно больше монстров.
Я в детстве никаких "монстров" не убивал, хотя однажды удивил своих родителей странным заявлением: "Африка на карте похожа на пистолет!". Дело не в пистолете, а в том, что в 3-летнем возрасте я с интересом рассматривал карту мира. а теперь даже большинство старшеклассников считают, что США - это Северная и Южная Америка вместе взятые!
Спросите у своих детей, кто такие Самоделкин или Карандаш. Они, увы, их не знают. Зато всяких мерзких покемонов они знают точно! В том то и беда!
А когда эти дети "прогрессивного процесса информатизации образования" добираются до старшей школы, выясняется, что они ничего кроме школьной программы по литературе никогда не читали (в лучшем случае книжки про Гарри Поттера). Да и по программе они будто бы читали Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Толстого, и то лишь в сокращении. Весь роман "Война и мир" в таком сокращении умещается в 20-30 страниц. А вся суть пушкинского "Евгения Онегина" сводится к нескольким фразам: "Она его полюбила, а он ее нет, а потом он ее полюбил, а она уже оказалась замужем. Ему стало очень грустно!".
Извините, просто для меня - учителя эта тема является особенно острой и давно наболевшей, но, несмотря на весь более чем 20-летний педагогический стаж, так и не переболевшей.
Каким бы глупым циником не выглядел наш премьер-министр Д. А. Медведев, заявивший, что "учительство - это призвание, а деньги нужно зарабатывать в другом месте...", в главном он прав - учительство - это на самом деле призвание! Вот только бы не мешали настоящим учителям всяческими реформами, после которых становится только хуже как для детей, так и для учителей!
Впрочем, возвращаюсь к журналу "Веселые картинки".
В этом журнале часто публиковались стихи не только знаменитых (вроде Сергея Михалкова, Самуила Маршака или Агнии Барто), но и малоизвестных поэтов, произведения которых зачастую оказывались интереснее, чем вирши самых маститых авторов.
Очень интересно было вырезать из журнала "Веселые картинки" их иллюстрированные стихи, сшивать их, чтобы потом, получилась маленькая книжка.
Вот так в нашем доме и оказалась эта маленькая книжка "ГОВОРЯЩИЙ ВОРОН", замечательного питерского (тогда еще ленинградского) поэта Олега ГРИГОРЬЕВА.
Судьба этой книжечки тоже интересна.
Моя жена, когда еще она была маленькой девочкой, жила в военном городке Горелово, являвшемся пригородом Ленинграда (ее отец, мой будущий тесть - полковник Советской армии, всегда заботился о том, чтобы его дети читали как можно больше. Сразу отмечу, он все правильно делал!).
Но однажды в квартире случился пожар. Многое спасти не удалось, но среди того, что спасли от огня, оказалась именно эта маленькая самодельная книжечка со стихами Олега Григорьева. Она потом переехала из Ленинграда, ставшего Санкт-Петербургом, в Москву, и теперь живет в нашей квартире, занимая в ней почетное место.
Вот она (слегка обгоревшая) полностью:
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
(Фотографии сделала моя любимая жена Светлана).