Нет, никогда ни одному русскому киноактеру, какой бы суперзвездой он не был в России, не стать звездой такого же уровня в Голливуде. Печальные примеры актеров-эмигрантов советских времен являются этому прямым подтверждением.
Возьмем хотя бы история гениального комика Савелия Крамарова, который в СССР пользовался огромной популярностью, а в США был вынужден прозябать на третьестепенных ролях - скорее эпизодах, да и то в весьма сомнительного качества фильмах. И это еще, можно сказать, ему повезло. Великолепная актриса Елена Соловей, которая после эмиграции смогла устроиться (да и то с трудом) лишь медсестрой, поскольку ее талант в Голливуде оказался совершенно невостребованным, в данном случае является лучшим примером того, как ценят в Голливуде русских актеров и актрис.
Но все это дела прошлого. Обратимся лучше к сегодняшней дествительности.
Много ли у нас актеров, талант которых не вызывал бы сомнения, как, например, Владимир Машков?
Мне думается, что можно пересчитать на пальцах одной руки (называть никого не буду, чтобы никого не обидеть). Не являясь эмигрантом, часто снимающегося в российских фильмах и сериалах (не тех, что делаются для домохозяек, а вполне качественных, например, "Ликвидация"), Владимир Машков оказался востребованным и в американском кинематографе. Все же около десятка фильмов, хорошие (миллионные) гонорары, собственная вилла в Калифорнии.
Но к чести Машкова, этот успех в Голливуде не вскружил ему голову, поскольку он, судя по всему трезво понимает, что каким бы ты не был талантивым актером, для американской публики все равно будешь на втором (в лучшем случае) месте после любой из голливудских звезд, даже если эти американские звезды уступают в артистичности, таланте и т. д.
Впрочем, об отношении американской публики к своим и чужим актерам лучше всего сказал сам Машков.
"Назначили большой банкет в "Карлтоне". Меня подвозит такси - черный лимузин. Я открываю дверцу... и обалдеваю! В моей жизни никогда такого не было. Снопы света, ликующие толпы! Я медленно выхожу из машины, делаю три шага навстречу этому восторгу... Ну только что слезы не подступили, честное слово! Вот, думаю, успех! И тут за моей спиной стремительно вырастает кто-то в желтой рубашечке и быстро, пригнувшись, бежит в "Карлтон". А вся толпа ему вслед: "А-а-а!". Это был Микки Рурк. Они ждали его...". (См.: Безумства храброго. - "Story", сентябрь 2016 г., - с. 44).
На мой взгляд, Владимир Машков намного более талантливый и многогранный актер, чем Микки Рурк. Но американской публике это не интересно, она руководствуется лишь принципом "свой - чужой". Никогда актер из России, каким бы талантливым он не был, не будет пользоваться а США такой же популярностью, как местные актеры.
Для этого, нужно быть музыкантом с мировой известностью, как, например, Мстислав Ростропович, знаменитым танцовщиком (ну, все-таки, русский балет кое-чего стоит!), вроде Михаила Барышникова.
При этом, обязательно нужно заявить о своем неприятии всего что происходит в России, что бы в ней не происходило, облить грязью свою Родину и поклясться в приверженности "общечеловеческим" (то есть, американским) ценностям. Очень полезно объявить себя гомосексуалистом, бежавшим из "гомофобной России" (это срабатывает почти всегда).
Несколько сложнее писателям, эмигрировавшим в "самую свободную в мире страну".
Кто из третьей волны эмиграции (60 - 80-х годов ХХ века) из СССР стал успешным писателем в Америке? Солженицына давайте здесь упоминать не будем, хорошо? Ибо о нем отдельный разговор).
Иосиф Бродский?
Да, он стал Нобелевским лауреатом, но не слишком-то он любил Америку, если завещал похоронить себя в Венеции, что и было сделано спустя полтора года после его смерти.
Сергей Довлатов?
Но его произведения читали и читают до сих пор именно в России, а в США он, являясь редактором эмигрантского журнала, так и не стал "своим" для американской публики. Смерть в 48 лет в Нью-Йорке от сердечной недостаточности едва ли может служить доказательством правильности его выбора.
Или, может быть, Петр Вайль, являвшийся близким другом и Бродского, и Довлатова?
Но и этот блестящий эссеист, заявлявший, что лучше Нью-Йорка нет в мире ни одного города, в итоге перебрался из Америки в Прагу, в которой написал свои лучшие произведения (в том числе и "Гений места"). И умер он тоже в Праге, когда ему было только 60 лет (моем любимом европейском городе, после Москвы и Питера, конечно же).
Продолжать можно сколько угодно. Но нужно ли?
Думаю, что и так все понятно.
Не даром у нас говорят - где родился, там и пригодился!
И молодец Владимир Машков, что это вовремя понял.
Путешествия по разным странам и городам - это очень здорово, я это очень люблю!
Но никогда и ни в одной из этих стран, какими бы замечательными они бы мне не казались, у меня не возникало мысли об эмиграции. Поскольку в гостях - хорошо, а дома - лучше!
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.