Если вы думаете, что первый конкурс красоты в нашей стране прошел только лишь в 1988 году - "Московская красавица - 1988", на котором победила 17-летняя Мария Калинина, то вы сильно заблуждаетесь.
"Московская красавица - 1988" Мария Калинина и занявшая второе место на этом конкурсе
21-летняя Оксана Фандера (Ну, красавицы, скажем прямо, так себе, что одна, что вторая):
Дело в том, что история проведения конкурсов красоты восходит еще к самому началу XVI века, а именно к 1505 году, когда великий московский князь и государь всея Руси Иван III Васильевич, решил женить своего наследника - 26-летнего Василия, как ни странно, остававшегося холостым до зрелого возраста (как правило, в то время свадьбы играли, когда жениху было 14 - 16 лет, а невесте и того меньше - 12 - 14, а договоры о помолвке заключались и вовсе когда будущие супруги находились в малолетстве. Так, сам Иван III был помолвлен со своей первой женой княжной Марией Борисовной в 7-летнем возрасте, а его невесте было всего лишь 5 лет).
Роль ревностного оберегателя православия, которую взял на себя объединитель Руси, великий князь Иван III Васильевич, сильно ограничила матримониальный выбор. (При том, что в вопросах веры он был таким же прагматиком, как и в вопросах государственного строительства, что видно хотя бы по его взаимоотношениям к церковными иерархами и долгих колебаний, связанных с борьбой двух партий - сторонников так называемой "ереси жидоствующих" и ортодоксальным новгородским архиеписком Геннадием, мечтавшим об устроении на Руси инквизиции, подобной той, что боролась с еретиками в Западной Европе, особенно в Испании. Для Ивана III вопросы веры сводились прежде всего к тому, чтобы добиться прославления не столько Бога, сколько государя. Именно так он понимал сам термин "православие").
Сам Иван III нашел себе византийскую принцессу-эмигрантку, которая сделала вид, что никогда не переходила в католичество (что было, разумеется, не так, учитывая то, что Зоя (Софья) Палеолог с 5-летнего возраста жила фактически на положении нищей приживалки при дворе папы Римского). Впрочем, Ивану Васильевичу было выгодно по политическим причинам, конечно же, также сделать вид, что он верит в искренность православия своей невесты.
Своему старшему сыну - Ивану Ивановичу Молодому великий московский князь с большим трудом сыскал в качестве супруги дочь православного валашского господаря Елену, которая так и осталась в нашей истории под прозванием "Волошанка", хотя после смерти своего мужа долгое время играла немаловажную роль при великокняжеском дворе как мать наследника престола - внука Ивана III княжича Дмитрия.
А вот когда пришла пора женить Василия - сына от второй жены Софьи Фоминичны (той самой Зои Палеолог, которую на Руси откровенно недолюбливали и называли "Грекиней"), в пользу которого после долгих метаний и размышлений Иван Васильевич сделал выбор в вопросе престолонаследия, православных девиц венценосного статуса в Европе больше не было. Ну или таковой просто не нашлось.
Сам прагматичный государь, что видно по всей его деятельности, скорее всего, согласился бы ради политических выгод на брачный союз с инославным княжеским или королевским домом, как он сделал, выдав замуж свою дочь Елену за католика - литовского князя и одновременно польского короля Александра Казимировича при условии сохранения ею православной веры (что, впрочем, не помешало ему вести долгие войны со своим зятем, пользуясь тем, что будто бы Елену в Вильно ущемляют в вопросах веры, в качестве повода для развязывания войн против Литовского княжества).
Счастливая пара:
Но когда великий князь попробовал сосватать за наследника дочь датско-шведского короля Ганса, между прочим, своего союзника, то получил отказ: принцессу не отдали замуж за "схизматика". То, что было возможным в на три четверти православной Литве, было совершенно немыслимым для стопроцентно католической (до времен Реформации) Дании.
В конце концов, чувствуя приближение смерти и торопясь женить наследника, Иван III решил: раз нет родовитой венценосной невесты, то пусть будет не слишком знатная, но местная, православная, красивая и здоровая.
Вот тут то и был затеян смотр невест, который вполне можно считать первым на Руси "конкурсом красоты".
На этот смотр свезли множество девушек, причем не только из высшей знати - для Ивана III, который в целях укрепления единства государства во многом нивелировал значение древней боярской аристократии, вопрос знатности его подданных, теперь рассматриваемых в качестве слуг (или, правильнее будет сказать, "холопов" великого государя) не имел принципиального значения.
В оправдание неслыханному до этого в московской Руси событию сослались на византийскую историю: басилевсы, не считая чужеземых государей равными себе, часто выбирали себе жен на такого рода "конкурсах красоты".
Сначала был произведен отсев по внешней привлекательности. Потом повивальные бабки, гинекологи того времени, произвели еще один отбор, оставив только кандидаток, обладавших хорошими природными данными для деторождения.
Видимо окончательный выбор был сделан не женихом - Василием, а самим великим князем Иваном. Он велел сыну жениться на девице Соломонии Сабуровой, представительнице весьма скромного рода. Ей было всего 15 лет (напомню, жениху уже исполнилось 26).
Иван III женит своего сына Василия на Соломонии Сабуровой
(миниатюра из Лицевого летописого свода XVI века):
Из этого брака не получилось ничего хорошего. Впрочем, возможно,об этом я расскажу в другой раз.
Но именно после этого "конкурса красоты" 1505 года у московских государей войдет в обычай выбирать жен из собственных подданных, и часто - после обстоятельных смотрин.
"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"
(художник Г. Седов, 1882 г.):
"Выбор великокняжеской невесты"
(И. Е. Репин, 1884 - 1887 гг.):
Эта картина Веры Донской-Хилько, конечно же, является фейком,
но довольно забавно иллюстрирует мой пост:
Так что, история "конкурсов красоты" в России (а именно со времен Ивана III наша страна получила это имя) насчитывает более 500 лет!
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.