Имя Оскара Нимейера (1907 - 2012), бразильского архитектора, создавшего уникальный стиль, соединивший в себе черты бразильской и общемировой культуры, сегодня известно во всем мире. Начав карьеру в первой трети прошлого века как приверженец функционализма и ученик Ле Корбюзье, он преодолел представления о конструктивной целесообразности, сломал многие стилевые каноны и продолжил творить, неустанно удивляя самых придирчивых зрителей и критиков. Им созданы блестяжие архитектурные ансамбли, поражающие передовыми инженерными технологиями, оригинальностью идей и неожиданностью их воплощения.
Президентский дворец Алворада в Бразилиа (1957 - 1958 гг.):
Своеобразие архитектурного стиля О. Нимейера составляет необыкновенная пластичность форм, выражающаяся в плавности переходов от интерьеров к внешнему пространству, введение в композицию произведений живописи и скульптуры, органическое соединение архитектуры с садово-парковым искусством. Нередко его стиль называют стилем "элегантных кривых линий", и это не случайно. Сам автор объяснял это так:
"Меня не привлекает ни прямой угол, ни прямая, жесткая, негнущаяся линия, созданная человеком. Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака..."
Оскар Нимейер никогда не боялся эксперементировать, виртуозно сочетая неожиданные линии и фантастические формы, но при этом всегда предостерегал от увлечения новизной ради стремления к экстравагантности. Каждый его проект был тщательно разработан, выверен до мельчайших деталей, функционально и конструктивно обоснован. Им спроектировано около шестисот зданий в различных странах мира: Франции, Италии, Германии, США, Японии, Алжире, Конго. В каждом из них он воплощал специфику региона, яркость и своеобразие местного колорита, легко преодолевая этнокультурные границы.
Делом всей жизни архитектора стала разработка генерального плана застройки "первой столицы современной цивилизации" - города Бразилиа. Спроектировав основную массу административных и жилых зданий, он в течение трех лет (1957 - 1960) воплощал мечту об идеальном городе, соразмерном потребностям человека и отвечавшим его представлениям о красоте. Буквально на пустом месте был создан один из самых необычных городов планеты, имеющий в настоящее время статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В основе генерального плана новой столицы Бразилии лежало пересечение двух осей, по форме напоминающее силуэт летящего лайнера.
Вид на Бразилиа с МКС:
В центре города находится площадь Трех властей, по краям которой расположились здания Национального конгресса, Верховного суда и Дворец президента республики. По разным сторонам от площади расположились жилые кварталы, тщательно спланированы развязки и многоэтажные проезды без перекрестков для неограниченного движения машин. Выразительность города достигнута гармонией контраста необычных по формам (купольных, пирамидальных, чашеобразных объемов, стреловидных колонн) и подчеркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов.
Наиболее выразительно здание Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии (1958 - 1970 гг.), взметнувшегося вверх свом огромным стеклянным конусом:
Внешне собор удивительно прост, но в то же время он производит незабываемое впечатление. Над землей возвышаются, подобно гигантской короне, только 16 белых стреловидных колонн, каждая из которых в виде строгой параболической кривой отходит от маленькой крыши. 90-тонные опоры сужаются к земле, что придает всей конструкции необычайно легкий и изящный вид:
Другие наиболее известные сооружения Оскара Нимейера:
Национальный конгресс в Бразилиа (1960 г.):
Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро (1996 г.):
Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу (1951 - 1965 гг.):
Продолжение следует...
Сергей Воробьев.