Идея органической архитектуры, являющейся одним из направлений конструктивизма и рационализма, была выдвинута американским архитектором и теоретиком искусства Фрэнком Ллодом Райтом (1869 - 1959). Она получила всемирное признание и практическое воплощение во многих странах.
Ф. Л. Райт отводил роль архитектуре как объединяющему началу между человеком и окружающей средой. По его мнению, она должна была в первую очередь "обслуживать" жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлеченных понятий "добра" и "красоты". Здание не должно подавлять ландшафт, а естественным образом вырастать из него, сливаясь с ним и образуя органическое единство.
Самой знаменитой постройкой Ф. Л. Райта в стиле органической архитектуры, признаваемой искусствоведами и историками шедевром архитектуры, в наибольшей степени воплощающим главную идею этого стиля - слияние с природным ландшафтом, стала вилла Э. Кауфмана "Над водопадом", построенная в 1936 - 1939 годах в штате Пенсильвания:
Грубая кладка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливаясь с небольшим водопадом, могучими деревьями и небольшим ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Таким образом, у обитателей этого жилища появилась реальная возможность жить как бы внутри замечательного пейзажа, а не только любоваться им со стороны. Архитектура этого сооружения в прямом смысле слова "растворилась" в природе.
Вот еще несколько видов виллы "Над водопадом":
Интерьер:
В круг интересов Ф. Л. Райта входили частные загородные виллы, а также массовые городские застройки. Но в отличие от Ле Корбюзье, он в понимание функциональности включал не только целесообразную планировку помещений и выбор конструкций, но и связь с природой, климатом, сложившимися традициями и местными строительными материалами.
Под влиянием японской архитектуры он выработал свой так называемый "стиль прерий" - легкие, нависающие карнизы, низкие открытые террасы, размещенные в уединенных садах вблизи природных водоемов.
Всего за десятилетие Райт создал более 100 частных домов, в каждый из которых привнес уникальное архитектурное решение, доказав тем самым, что конструктивизм может быть интересным и разнообразным (а вообще авторству Райта принадлежит более 300 различных сооружений).
Вот несколько самых интересных построек этого архитектора:
Grady Gammage Memorial Auditorium
в Аризонском университете (1962 - 1964):
Imptrial Hotel
в японском городе Нагоя (1916 г.):
Taliesin East (1937 г.) в Висконсине:
и Taliesin West (1937 г.) в Аризоне:
The Westcott House в Спрингфилде, Огайо (1908 г.):
Одно из самых известных зданий в Нью-Йорке - Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма - также является работой Ф. Л. Райта, причем последней его работой; он был закончен в 1959 году, в год 90-летия архитектора и год его смерти:
Впрочем, очевидно, что в этом проекте Райт отошел от органического стиля, перейдя к интернациональному стилю Ле Корбюзье. И пусть это здание считается "апофеозом творчества Райта", оно мне намного менее симпатично, нежели его постройки в стиле органической архитектуры.
Хотя, задумка Райта была очень интересной. Посетители музея должны были осматривать экспозицию сверху вниз, сначала поднявшись на лифте на верхний этаж, а потом постепеннно спускаясь по центральному спиральному пандусу. Этот замысел архитектора не был осуществлен: в настоящее время осмотр экспозиции происходит снизу вверх.
Самый последний проект Ф. Л. Райта - колоссальный небокреб в Иллинойсе, который должен был достигать высоты в одну милю (то есть, 1609 метров), включать в себя 528 этажей и служить жилищем для 130 тысяч человек. К счастью, этот безумный проект так и не был осуществлен!
Следующая - тринадцатая часть нашего архитектурного ликбеза будет посвящена творчеству Оскара Нимейера, архитектора, который будучи учеником Ле Корбюзье, сумел сломать многие каноны архитектуры конструктивизма, создав свой собственный стиль.
Так что, продолжение следует.
Сергей Воробьев.