Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 14: Деконструктивизм.

Oct 29, 2015 21:16

    Прежде чем начать рассказ о современных архитектурных стилях - деконструктивизме и хай-теке, пользующихся огромной популярностью во всем мире, поэтому так же, как и конструктивизм, прямыми наследниками которого они являются, в полной мере относящихся к так называемому "интернациональному стилю", расскажу одну историю, по моему мнению, неплохо иллюстрирующую восприятие этих новейших архитектурных стилей.

Для начала, один вопрос: с какими архитектурными стилями у вас ассоцируется Прага?

Наверно, как и у меня, с готикой и барокко, рококо и модерном. И я думаю, это правильно. Все, кто впервые едут в Прагу (не только в целях посещения знаменитых чешских "пивниц"), стремятся увидеть именно то, что принесло ей славу одного из самых красивых европейских городов: Староместскую площадь, Карлов мост, Пражский град, Градчаны, Вацлавскую площадь и Винограды, которые являются великолепными архитектурными ансамблями с превосходными образцами архитектурных шедевров, построенных в этих стилях.

Как-то не так давно мне пришлось ехать в пражском такси в аэропорт из отеля, расположенного в районе Винограды, богатом своими постройками в стиле модерн. Таксист попался разговорчивым, он быстро узнал, что в Праге я уже не в первый раз, но нисколько не поинтересовался, как мне понравились самые главные достопримечательности города, в любви к которому я, не стесняясь, не переставал признаваться. Но вот, когда мы проезжали мимо, с моей точки зрения, не самого главного украшения Праги - "Танцующего дома", он обернувшись назад, указывая на это строение, совершенно не вписывающееся в окружающую архитектуру, заявил: "А вот это наша самая знаменитая достопримечательность!"

"Танцующий дом" в Праге, построенный в 1994 - 1996 гг.
хорватским и канадским архитекторами Владо Милуничем и Фрэнком Гери:



Я ничего не мог на это ответить. А что, собственно, я мог ему сказать? Что это уродливое сооружение никак не может являться главной достопримечательностью великолепной Праги? Оставшуюся дорогу, к счастью, не слишком долгую, я предпочел вообще молчать.

Как же получилось так, что во многих городах, которые по праву могут гордиться своей богатейшей средневековой и ренессансной архитектурой, прекрасными зданиями в стиле модерн, достопримечательностями становятся деконструктивистские сооружения, как бы призванные сломать как представление человека о красоте, так и окружающую их городскую среду?
    У меня нет сколько-нибудь внятного ответа на этот вопрос. Если он есть у вас, то я со всем вниманием его прочитаю в комментариях.

Причем, "Танцующий дом" - это еще не самое худшее, что можно увидеть в архитектуре деконструктивизма.



Характерными чертами такого стиля как деконструктивизм являются нарочито деструктивные формы, стремление к эпатажу, распадающиеся объемы, откровенный вызов, выраженный в переломанных традиционных архитектурных элементах, и, что более всего для меня неприемлемо, агрессивное вторжение в окружающую архитектурную среду, уродующую то, что является в ней наиболее ценным - стилистическую целостность архитектурного ансамбля.

Наиболее наглядным примером является то, как американский архитектор-деконструктивист польского происхождения Даниэль Либескинд (1946 г. р.) расширил в 2007 году Королевский музей Онтарио в канадском городе Торонто:



Возникают совершенно закономерные вопросы: в Торонто вообще есть какие-либо институты гражданского общества, которые могли бы воспрепятствовать этому архитектурному вандализму? Или вся хваленая западная демократия в Канаде сводится только к защите прав сексуальных и иных меньшинств? Или, с точки зрения жителей Торонто, нормальным является уродовать старинное здание, построенное в псевдороманском стиле, явлюющееся к тому же музеем? Если так, то меньшинствами в Торонто следует признать нормальных людей, права которых на благоприятную окружающую среду нарушаются, но это никого особенно не беспокоит.

Особого внимания заслуживает творчество архитектора, стоявшего у истоков деконструктивизма, Эфраима Оуэна Гольдберга, более известного как Фрэнк Гери (1929 г. р.), уже упомянутого здесь в связи с "Танцующим домом".
    Предлагаю вам полюбоваться на несколько других знаменитых сооружений этого архитектора.

Корпус Массачусетского техноголического университета (2007 г.):



Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003 г.):



"Новая таможня" на набережной Рейна в Дюссельдорфе (1997 г.):



Музей Гуггенхейма в столице испанской Страны басков Бильбао (1997 г.):



Думаю, если вам нравится подобная архитектура, то вы должны считать вершиной искусства скульптуры и паука, установленного возле этого музея Гуггенхейма.
    Вот он покрупнее, чтобы можно было разглядеть его во всей красе и оценить масштаб:



Автором этой безобразной скульптуры является американо-французская скульптор-феминистка Луиза Буржуа (1911 - 2010). Кстати, это не единственный её паук. Например, почти такой же установлен около Национальной галереи Канады:



Эта мерзость называется "Мама"!!! Феминизм во всей своей красе! Даже странно, что Луиза Буржуа не взяла себе какой-нибудь псевдоним.

Впрочем, один из основоположников "интернационального стиля" в американской архитектуре Филип Джонсон (1906 - 2005), автор "Ворот Европы" в Мадриде (1996 г.),



назвал музей Гуггенхайма Фрэнка Гери "величайшим зданием нашего времени".
    Что же, как говорится, "свой свояка видит издалека"...

Параллельно с деконструктивизмом, который правильнее было бы называть деструктивизмом, в современной архитектуре существует и даже процветает стиль хай-тек.
    На мой, сугубо субъективный взгляд, хай-тек выглядит несколько симпатичнее деконструктивистского стиля, хотя так же как и он, часто грубо нарушает давно сложившуюся архитектурную среду (особенно если здания в стиле хай-тек неожиданно вырастают в пределах исторического центра старинных городов).

Но о хай-теке речь пойдет в следующей - пятнадцатой части нашего архитектурного ликбеза.

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ, архитектура

Previous post Next post
Up