Чак Паланик отвечает на вопросы по третьему эссе посвящённому рассказу «Феникс».

Apr 10, 2017 21:00

Автор: CHUCK PALAHNIUK
Перевод с английского: Sergey Toronto


Двенадцатого февраля Чак Паланик опубликовал свой новый рассказ «Феникс» эксклюзивно для Amazon's Kindle. К моменту написания этой статьи «Феникс» занял первую строчку продаж на Amazon. История жжёт! (преднамеренная игра слов)

И так, ранее в этом месяце, Чак решил начать публиковать серию эссе, в которых он объясняет конструкцию и предысторию этого рассказа. (Эссе номер один вы можете прочитать здесь , эссе номер два здесь, а эссе номер три вот здесь). Кроме этого, он решил позволить небольшому числу своих читателей прислать ему вопросы. Так что, без дальнейших церемоний, вот вторая партия вопросов и ответов. И, само собой разумеется, если вы еще не читали «Феникс», то ниже будут спойлеры.

(Ответы Чака выделены курсивом)


Вопрос от Брайана МакХейла:

Относительно историй, как вы их запоминаете?

Используете ли вы каталожные карточки, по типу тех, о которых вы упоминали в своей книги «Фантастичнее вымысла»?

Ваша картотека похожа на ту, которая использовалась при создании первого Оксфордского словаря?

Ответ Чака:

Брайан, ты прислал очень странные фотографии еды. Этот ананас (?), он до сих пор не выходит у меня из головы. Касательно твоего вопроса, есть замечательное упражнение для писателей. Это то, задание, которое  Том Спанбауер, раньше давал своим ученикам на первых занятиях: напишите историю, которую вы помните лишь наполовину. Или вообще едва помните. Начинайте с записи нескольких фактов, о которых вы смогли вспомнить. Не сосредотачивайтесь на своих чувствах, просто запишите каждый физический аспект обстановки  и то, что произошло. Каждый раз, когда студенты Тома делали это упражнение, они всегда были поражены. Все  начинали с пары предложений, но чем дольше они размышляли, тем больше эти скудные факты,  описанные в первых предложениях, вызывали в памяти новые детали. Речь здесь идет не о том, чтобы придумывать воспоминания, этот процесс на самом деле демонстрирует то, как одни воспоминания порождают другие, более глубокие воспоминания. Это похоже на слова песни: если ты сможешь извлечь одну строку или фразу из своей памяти, ты в конечном итоге сможете вспомнить большую часть песни.
Относительно историй, как только я решаю использовать их в своей работе, я сажусь с листком бумаги за стол  и делаю упражнение Тома. В первую очередь, история которую я вспомнил, начинает вызывать из памяти другие истории, и я составляю список этих историй и решаю, какие из них лучше всего использовать в качестве сюжетных точек.

Лично я отказался от создания текущих заметок и карточек. Всё становится слишком беспорядочно. На  своих мастер-классах Челси Кейн, настаивает на том, что первое испытание хорошей детали для вашей истории является время. Если какой-то факт остался у вас в памяти и не забылся с течением времени, то его стоит использовать. Но, если вам требуется записать его и внести в свою картотеку, то он с самого начала был никчёмным.

Буквально сегодня я рассказывал своем другу о том, как однажды случайно зашел на кухню в одном ресторанчике  и увидел там хозяина заведения стоящего у раковины  и размешивающего своим членом солёную воду в миске. Очевидно, он только что сделал себе пирсинг Принца Альберта, и пока ранка заживала, ему приходилось периодически отмачивать член в тёплом солевом растворе. Зрелище было забавным и шокирующим, но я поклялся себе, никогда больше не есть в этом месте. На самом деля я использовал это воспоминание в «Бойцовском Клубе»: "Тайлер был похож на слона, одевшего на себя галстук-бабочку и пьющего суп через свой маленький хоботок".

Я веду к тому, что…когда сегодня я рассказал эту историю, мой слушатель в ответ рассказал мне практически идентичную историю о том, как его сосед по комнате в колледже вымачивал свой новый пирсинг в общей кофейной чашке. Сегодня вечером я расскажу обе эти истории за ужином и, скорее всего, услышу в ответ третью и четвёртую версию. Эта изначальная история уже побудила людей, рассказать мне о неудачных пирсингах и пирсингах вызвавших инфекцию. Когда-нибудь, лучшие из этих историй превратятся в сцены в новой книге или рассказе.

Вопрос от Аарона И:

В этом, последнем эссе вы рассказали о том, как «Феникс» собирался из кусочков  долгое время и, в конечном итоге, был создан. Вы также упомянули, что вы взяли несколько реальных историй и событий из своей жизни и добавили их в свой рассказ.

Мой вопрос: Как вы определяете, что у вас уже  достаточно информации или достаточно идей для рассказа и начинаете его писать?

Ответ Чака:

Замечательный вопрос. Хотел бы я знать на него ответ. Лучшее что я могу ответит - я стараюсь начинать писать, когда у меня есть три истории: одна, которая устанавливает предпосылки…одна, которая с юмором их обостряет… и третья в которой происходит катастрофа. В «Кишках», эти истории: история про морковку, свечку и бассейн. Как только я нахожу способ, как связать три сцены вместе, я начинаю выискивать дыры. Сначала, я  отношу рассказ на семинар. Нам всем нужен умный «идеальный читатель», тот,  кому мы доверяем, и кто может дать полезный отзыв. Писатели на семинаре, показывают, где именно есть смешные моменты, но в первую очередь меня интересует ясность. Понимает ли читатель что происходит? Потом мне нужно понять ритм истории. Она развивается слишком медленно или слишком быстро? Мои коллеги-писатели ответят на мои вопросы, и есть хороший шанс, что они также расскажут новую связанную историю или дадут некую справочную информацию, которая поможет мне прояснить то, что происходит в рассказе.

Как только я понимаю, где именно находятся дыры (вопросы о мотивах персонажей, понимание того, что нужно более постепенное развитие или раскрытие сюжета, более сильный «крючок» в начале повествования, чтобы привлечь читателя), я могу войти в создаваемый мир, зная, какую информацию или истории мне нужно использовать, чтобы заполнить эти дыры. А это означает, что мне нужно больше ходить на вечеринки, разговаривать с большим количеством людей, вылавливая необходимую часть, для того, чтобы пазл сложился.

Я благодарю всех, кто помогал Денису в его компании на Kickstarter. У меня нет нового эссе по «Фениксу», но я лучше подожду и напишу для вас хорошее эссе, чем буду тратить ваше время простым набором слов. Если у вас есть действительно важные вопросы, которые волную вас в этом рассказе. Пожалуйста, спрашивайте.

Всех с праздником Святого Патрика.

chuck palahniuk, Феникс, советы писателям, Чак Паланик, эссе

Previous post Next post
Up