Лежишь ты, сопками зажата, уклон, подъём и поворот. Включай стартер, вперед ребята, шофёры - боевой народ!
В рейс далёкий машина пошла, трасса, тяжелая трасса, Магадана душа...
Трасса, тяжелая трасса, Магадана душа...
Ты много видела героев,
следы их замела пурга.
Тебя ведь надо было строить,
и проложить через снега!
В рейс далёкий машина пошла, трасса, тяжелая трасса, Магадана душа...
Трасса, Колымская трасса, Магадана душа...
«Проигрыш»
Трасса, тяжелая трасса, Магадана душа...
Вперед, вперед бежит машина, Колеса весело поют. Мне торопиться есть причина - Меня в поселках люди ждут.
В рейс далёкий машина пошла, трасса, не легкая трасса, Магадана душа...
Трасса, тяжелая трасса, Магадана душа...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Хорошо закатанная колея вывела нас на чищенный зимник: село Андрюшкино - районный поселок городского типа Черский.
- Серег, куда нам? Вправо? Влево?
Я поднял голову с куртки, окинул мутным сонным взглядом окрестности перед КамАЗом:
- Нам направо.
Упал головой на куртку, сложенную на крайнее пассажирское сиденье в угол с дверью, поджал ноги и уложил их на среднее сиденье пассажира, продолжил сон…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Трасса, Колымская трасса - Ма-га-да-на душа! - вслух напевал кто-то из нас…
Идем по отличному грейдеру, в горку под горку и т.д., позади Сеймчан, увлеченно читаем все дорожные знаки, для нас они в непривычку, там, в тундре, они есть, конечно же, но какие-то не такие информативные. Здесь по-иному.
За спиной зимник от Зырянки до Сеймчана через Глухариный протяженностью около 500 километров.
- ФУ-у-у… Прошли…
- ВСЁ-о-о-о!!! - впереди «асфальт» - ЦИВИЛИЗАЦИЯ!!!
Эх… не догадывались мы, какие испытания нас ждут впереди по ФЕРАЛЬНОЙ трассе М56 «Колыма»…
Прошли Верхний Сеймчан, по левую руку где-то река Колыма, нам ее надо пересечь. Водители на заправке в Сеймчане говорили там новый мост, но он для грузовых закрыт и под мостом переправа, а раньше там вообще паром перевозил в летний период.
МАЗ с контейнером в своем полуприцепе бежит впереди нас, мы еле поспеваем за ним… Шоссейная машина вышла на свою дорогу…
С поворота налево выходим на фермы моста… Загорелись стопы «Супера», он сбавил ход. Вот он мост - тот мост через реку Колыма! Только она, река здесь не так величественна, как там ниже по теченью, не широка, и не глубока… Тут уже нет на Колыме и судоходства.
Грузовому транспорту заслон - проезда по мосту нет. Спускаемся в объезд моста к реке, а там, через реку стоит понтонный в две колеи мост. Въезжает МАЗ и аккуратно в переправу, а мы за ним. Шаг в право, шаг в лево и ты слетел с понтонов… На том берегу вагончики строителей или ремонтников. Выходим к ним и на трассу. ГАЗУ!!! И вперед…
Прошли стороной отворот на поселок Усть-Средникан… Глядим в Атлас - нам до Стрелки пылить и пылить еще…
Тут, видим огромный щит с нарисованной развилкой - прямо Магадан, направо Ларюковая, Оротукан, Сусуман… Новая широкая дорога уходит круто вправо и в подъем.
Колыма теперь справа. Все вверх и вверх прижимом вырубленным в горе…
Впечатляет!!!
И вот через километров 110 проходим Ларюковую а там и поселок Оротукан… Позади стороной оставили перевал «Гербинский»…
- Ну, и слава богу! Одним меньше…
По трассе идут большегрузные автопоезда с продуктами, углем, топливом и разным горным оборудованием, а среди них рейсовые междугородние автобусы и редкие легковушки. Трасса полна жизни…
Поселок Спорный и скоро выкатываемся к мосту в одну колею, светофор нам «зеленый», снизив скорость, идем длинным бетонным мостом, пересекая вновь реку Колыму… Мост высокий и длинный… С двух сторон на въездах на мост стоят будки охраны. Мост охраняется круглосуточно, стратегический объект. Колыма здесь черная и открытая ото льда, там выше по течению ГЭС «Синегорье», а вот и указатель на отворот влево за мостом к одноименному ГЭС городу энергетиков…
Проходим поселок Дебин, и опять тянется и тянется бесконечная лента дороги, вьющаяся вместе с горной рекой внизу долины среди окружающих ее сопок. Сколько же растительности вокруг - на сопках, на прилегающих к ним территориях!
75 километров и проходим поселок городского типа Ягодное, новые пятиэтажки, среди лиственниц. Место завораживает красотой тайги окружающей поселок …
А дальше дорога пошла медленно-медленно вперевал, прижимаясь все больше и больше к сопкам, врезаясь в них…
- Ё-маё - страх накатил на нас…
Дорога сужалась в одну машину. Указатель: Внимание! Опасный участок! Перевал «Бурхалинский» высотой 1011м. И серпантином вверх…
- Да это и не дорога! - кто-то из нас…
Само название «прижим» обозначает, что в склоне скалы вырублено полотно дороги, где едва-едва могут разъехаться встречные машины, а в иных местах, особенно после камнепадов, и одной-то пройти сложно. Прижимы такие, что, кажется, кромка сейчас рухнет вниз…
Сердце готово было разорваться от страха.
- Господи убереги и сохрани… - вырывалось из души…
Скорость прижимом от страха у нас резко упала к 10-15 км/ч…
Зато местные водители кочегарили тут на КамАЗах 5320 с прицепами и 5410 с шаландами, ТАТРАх и КрАЗах 256 - многотонные грузовики наливники с огромными бочками на шасси и прицепленными за ними прицепами с такими же бочками под ГСМ на наш взгляд неслись по этой сложной дороге. Сзади догоняют и сигналят - пропусти, уйди в карман…
Это было испытание не для слабонервных… Даже сейчас мороз по коже, когда вспоминаю….
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- ФА!!! ФА!!! - слышу сквозь сон.
В ответ наш КамАЗ:
- Фа-а-а-а-а!!!
Я поднялся. Вижу проходит мимо нас колонна Уралов наливников, и за первым и второй сигналят, а третий фарами - морг, морг, и остановился.
Володя, тоже сровнявшись кабинами, остановил КамАЗ, опустились стекла…
- Это ЧТО(!) за Ч-Т-О??? - слышу знакомый голос водителя с моего гаража.
- С Читы мы… - Вовка в ответ.
Я выставляю на вид свою сонную рожу.
- Серый ТЫ???
Вышли из машин, обнялись в рукопожатии, передние машины тоже встали и их водители подошли к нам, сзади встречных еще подтянулись два триста семьдесят пятых налива, и их водители к нам. Все удивляются моей борзоте в это время года рискнуть сюда в «конец света» на грузовике заехать за вещами.
- Серега, обратно-то успеешь выйти? - кто-то в заботе и неуверенности…
- Успеет… - уверенные во мне…
- Главное на Магадан выйти успеть… - другой рассуждает…
Все спрашивают, и спрашивают меня как я там и что было в том выезде год назад.
А в прочем тут о нем и рассказ продолжается…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бурхалинский - первый для нас такой тяжелый перевал. Сложный подъем прижимом в крутые повороты серпантином. Красота мест завораживает зрелищем, а ощущение страха спирает дыхание…
Все вверх и вверх… Вот первый крутой поворот на обрывистом склоне горы, недавняя каменистая осыпь у скалы, уводишь машину к краю дороги - и памятники шоферам по обрыву… Жмешься к каменистой россыпи от края дороги… Читаем на памятниках мелькающие в глазах таблички под «баранками» разных грузовиков - 194…, 195…, 197… и т.д. Памятникам уж и мест нет…
Жуткое ощущение - сколько же надо было положить человеческих жизней, чтобы вырубить в этих сопках на такой высоте дорогу, а сколько жизней здесь положили водители, доставляя грузы на прииски Колымы... Значит, она очень нужна эта дорога - дорога ЖИЗНИ!!!
Над вершиной перевала стояло туманное молоко. Пошел мелкий снег.
Идущий впереди нас МАЗ прижался к сопке в карман и встал. Мы подтянулись за ним.
Сверху по серпантину шла колонна большегрузных автомобилей…
Мужики выскочили из кабины, и вышли к нам.
- Ребят, видели там - у поворота КамАЗ ушел???
- Нет.
Какой там КамАЗ, нам самим пора было «памперсы» менять…
- Пойдем, глянем, пока колонна нас пройдет…
Мы, оставив машины, прошли чуть ниже. И в самом деле, в обрыв были изломаны кусты и повалены лиственницы, а там - в дали, в низу распадка лежал тот КамАЗ без кабины с завернутой в пропеллер рамой, кабина лежала где-то ниже по распадку, кузов ближе к нам…
- Погиб… - кто-то из нас в протяжку и в полголоса…
Молча, глядели в низ… Машины проходящие мимо:
- ФА-А-А…
- ФА-а-а-а-а…
Ком подкатил…
Медленно зашли вперевал. Остановились на шоферской стоянке, надо было перевести дух, да и пора обедать…
На перевале стояла бригада дорожников. Пара тракторов с вагончиком и ГАЗон бензовоз.
Наши попутчики предложили сходить к ним согреть чайку и так всухомятку, мол, там впереди успеем в столовку в Берелёхе…
Мы зашли в вагончик к дорожникам и напросились на горячий чай со своими пожитками…
Ребята радушно нас приняли в компанию. За чаепитием нам поведали о КамАЗе в ущелье…
- Да… Молодой совсем парнишка… Пару дней назад тут ТАКОЙ гололед был… С одной стороны перевала благодать… Машины идут… А с той - дождь и в мороз… Парнишка пошел… Блин… Не успели его остановить… Здесь все стояли… Спешил… Достали его… Еще теплый был… Но. Говорят - не довезли…
Пища под этот рассказ не лезла в горло… Проглотив по стакану чая и задавив по куску бутерброда, по машинам и пошли медленно на спуск с перевала…
Дорога уже как-то не казалась такой страшной, толи привыкли, толи находились под впечатлением увиденного и услышанного. Молча, прогоняя свои мысли каждый сам по себе о своем, двигались вперед под падающий снежок…
Берелёх - поселок автотранспортников. Созданная в 1936 году автобаза вначале 90-х в своем парке имела сотни разных грузовиков, которые развозят по всей Колыме топливо, продовольствие, оборудование. Прародительница нашей автобазы на Нижней Колыме... Об этом выше написано.
Автомобиль Tatra-111 на пьедестале. Мы заехали в Берелёхскую автобазу на обед. Перекусили горячей пищи, заправили автопоезда и дальше…
И везде:
- Вы откуда?
- С Нижней Колымы…
- Ну, ничего себе???
- И куда путь держите???
- На «Материк»…
- Ну, даете!
В Берелёхе сегодня расположена Северная автомобильная испытательная станция - САИС. В России подобных испытательных станций больше нет. Эксплуатационные испытания здесь проходили автомобили ЗИЛ, «Урал», КамАЗ, УАЗ, МАЗ, КрАЗ, «Москвич», «Жигули», ЛуАЗы, «Маргирус», «Фиат». Практически все автозаводы страны, выпускающие грузовые и легковые машины, сотрудничали с сусуманской испытательной станцией.
Почти сразу за Берелёхом стоит единственный на трассе и второй в области город - город Сусуман. Прошли ходом… Тут везде золотоносные породы… Вокруг одни разработки золотарей… Искусственные горы и кучи песка и драги, земснаряды и т.п. Пройдено 106 километров…
Снег прекратился. Мороз под 25.
Внизу под обрывом горная река еще закрытая льдом, но видно, что лед на ней не раз рвало в морозы и накрывало наледями… Проходим поселки… По трассе интенсивное движение автопоездов…
Уходим от реки Берелёх, здесь заканчивается и примыкает Тенькинская трасса с Магадана от поселка Палатка, и через несколько десятков километров в подъем - следующий на нашем пути перевал «Аркагалинский» на знаке 960м…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После длинной остановки с продолжительной беседой с шоферами моей родной базы, под чаек из термосов и сухомяточку на буфере. Под обоюдные впечатления разъехались…
Володю так же вовлекли ребята в разговор, он не скучал среди нас. Возбужденный приветливостью Северных шоферов, он долго чего-то мне рассказывал, не впадая в дрем…
Вот еще на встречу выходит из-за пригорка колонна триста семьдесят пятых наливников, первый, второй, третий… Все смотрят на наш КамАЗ, на номера, в кабину, вглядываются - видят меня в ней и:
- ФА-А-а-а…
Мы в ответ:
- ФА-а-а-а…
Тут за Уралами КамАЗ-4310 под седлом и с полуприцепом бочкой, ну, тот же наливник, что и Уралы…
Обоюдное: - ФА-а-а-а-а….
- Сереж, тебя тут все знают! - восклицает Владимир…