Яркое холодное апрельское солнце лупило во всю мощь… Глухариный, Сеймчан. (5 часть, окончание)

May 06, 2013 10:35

Встряхиваю в очередной раз головой и оборачиваюсь к нему, вижу его лицо в изумлении от моего вождения.
- Серега, ты как это?
- Да хрен его знает… Чутьем что ли…
- Давай я тетя подменю, я уже в норме. - он мне предложил…
- Не-е-е… Сейчас опять будешь буксовать. - я отказал ему:
- Ты лучше мне что-нибудь расскажи, что бы я не засыпал. Вылезем из колеи, сменишь.
Володя принялся что-то там мне говорить о своей работе на руднике Читинской области, а я, практически не слыша его, продолжал бороться со сном и вести машину…
 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ну что?! Будем ждать утра. - кто-то из нас…
- Да уж… К утру может и подморозит… - другой.
У реки разложили на сухих камнях ватные куртки и развели костерок под чаек и ушицу из свежемороженого чира, вынутого из мешка.
- Серый, рыба то почти растаяла - заметил мой напарник.
- Вадь, ее надо нам будет засолить в Сеймчане.
- Если еще дотянет до Сеймчана, блин, была бы соль, сейчас бы ее пересыпать…
Треск костра, тихий шум воды горной реки и ветерка о кроны высоких лиственниц… Уже совсем стемнело. Тучи, укрывшие небо, отгородили нас от света звезд и луны. Лишь слабый огонь костра освещал лица шоферов, устроившихся у него на привал под душистую жирную рыбную похлебку…
Сидели и ели, стуча ложками о миски, молча. Усталость сказывалась, клонило всех ко сну, не до баек было…
Где-то в лесу протрещал глухарь или тетерев… А может и кто другой. Хрустнула ветка. Зашелестел кустарник от взметнувших из-под него птиц. И вновь тишина…
- Мужики, а где Глухариный??? - вдруг один из нас…
Все переглянулись, кто-то пожал плечами, и один из попутчиков:
- Так мы его уже давно прошли стороной. Отсыпную пересекали?
- Да.
- Ну вот она и ведет от Оройка к Глухариному…
И вновь, прихлебывая из ложек, уткнулись носами к уже теплой с большими кусками рыбы похлебке в мисках…
Потянуло прохладой с речки…
Костер догорал. Холодало. Стали собираться…
В полной темноте разошлись по кабинам. Запустили моторы, прогреть на ночь «ложе» для сна… Сложив все со спальника в ноги на пол кабины, улеглись по «койкам» и в сон…
Мотор так и не глушили. Протарахтел всю ночь на выставленных оборотах. С печки через воздуховоды дул теплый воздух. Но почему-то не стало жарко? Поэтому и не глушили…
Открываю глаза, светло. Гляжу по сторонам, а на лобовых стеклах лежит снег, в боковые окна вижу медленно падающие большие снежинки. Снегопад. Все вокруг белым бело.
Нажал на клавишу. Дворники смахнули снег с лобового…


Впереди тот подъем серпантином, местами желтеющий из под легшего на него тонкого одеяла снега.
По подъему уже ходят наши водители попутчики с лопатой и настукивают ею, проверяя полотно - подмерзло или нет…
Я толкнул напарника в бок и, обувшись, выскочил на свежий воздух, обтерся снегом, подошел к водителям.
Морозно.
- Надо идти на штурм. - предложил один из них…
- Давай Серега ты первый а мы за вами, сцепляться не будем. - второй.
Немного погодя, осмотрев машины и собравшись, отпив чайку с термоса, пошли в серпантин…
Подъем серпантином был коротким, дальше просто в гору. Следим за идущим нам в след «Супером». Не отстает, но местами буксует, и упорно лезет…


Дорога все та же, с горы да в гору, ручьями и лесочком…
Меняемся редко. Выспались.
К полудню встали перекусить и перелить топливо по бакам… И дальше.
Ни встречных, ни попутных. Куда едем? Узнать не у кого. Но и стоять нельзя.
Градус резко упал ниже нуля, идет уже мелкий снег.
Спустились в пойму какой-то реки. Над рекой стоит туман парящей наледи…
Зимник привел нас  к открытой воде, объезда мы не видели. Остановились. Перекусили. Решили идти дальше по реке. Выбора нет. Зацепили МАЗ на трос и - вперед в воду…


Где глубже, где мельче, Утюг позади нас тащится на тросу, ныряя и выныривая своим буфером. Прошли уж с десяток другой километров, а наледи и конца нет…
Темнеет. В тумане парящей воды становится все сложнее вести машину. А фары на хвосте то тухнут в воде, то слепят в зеркала…
Видим, впереди сквозь туман бьет свет фар идущих нам на встречу машин… Остановились по морганию светом висящих у нас на хвосте. Ждем встречных…
Нагоняя на наш КамАЗ волну из тумана выходит Урал…
- Ха! Наши!!! - разглядели в один миг мы своих…
- ФА-а-а-а!!! - КамАЗом…
Урал, поравнявшись кабинами, встал. Опустились боковые стекла дверей.
- Вы куда это??? - водитель встречного Урала нам…
- На Материк… - мы.
- А это кто за вами?
- Наш базовский Утюг…
- А его то…
- Да вот тащим…
- Да-а-а… Там аккуратнее, есть места глубокие…
- Постараемся…
- А за тобой кто?
- Еще наши два Урала, мы в три машины с Певека на Магадан…
 Сзади попутчика раздался рЁв горнов…
- Ну ладно…
И первый Урал прошел до «Супера». Там встал. К нам подошел второй, а там с короткого разговора со вторым и третий по очереди…
- А чего пошли этой дорогой? Там же есть короче намного - через Сасыр…
- Да там вода с гор пошла, наледь глубокая…
- А тут через Колыму по льду вам надо успеть проскочить, забереги уже встали по берегам…
Уралы ушли в туманную темень…
Мы поменялись местами, я в лежку, или точнее в дрем…
Моргание фар сзади. Сигнал - вперед!
Нырнув в одном месте КамАЗом по фары, протащили ходом «Утюг»… Не сигналят. Вышли из наледи на зимник… Я уснул.
Открываю глаза. Рассвет. Перед нами широкая с километр река - Колыма…
 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Туман рассеивался. Колея перешла в накатанный зимник. Здесь не мело…
Небо затянуто сплошной облачностью. Мороз под 20…
Сменился с Володей. Сразу обрубился в сон, упав на сиденьки…
- Серега! Машины! - слышу сквозь сон.
КамАЗ остановился.
Со стороны Вовки потянуло холодом…
Слышу сквозь сон:
- Слушай, ты тут откуда? Что за номера???
- Я с Читы…
- А сюда как??? - с удивлением встречный…
- А вон - указывая на меня рукой:
- Серега за вещами…
- Какой Серега?
Я поднялся и выглянул из-за Водителя.
- Ха! Серый! Ты!?
В проеме открытой двери я увидел здорового рослого белокурого парня с голой головой в ватной куртке по локти в мазуте…
- О-о! Миша! Ты тут чего?
- Да… Стуканул…
Взглянул в лобовое, там впереди стояли два автомобиля, один на лаптежных КрАЗовских колесах с двадцатифутовым контейнером на шасси, второй - Урал бортовой накрытый тентом…
Накинув куртку, выскочил из кабины…
Рукопожатие с приветствием, расспросы - как и чего… Мы с Михаилом подошли к его грузовику…
 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Идем по заснеженному зимнику, ориентируясь лишь по торчащим вдоль него бровкам…
Вокруг белым бело… С неба продолжают падать мелкие и редкие снежинки…
Дошли до выхода на лед. Заберегов не видать. Впереди ледовая накрытая снежным одеялом гладь реки…
- О каких заберегах нам водители сказали??? - посетил наши мозги вопрос…
Сунулись было КамАЗом на лед…
ХУСЬ!!! Под передком… Всплеск воды… КамАЗ провалился в наледь на покрышку колеса.
Остановились. Из-под машины выползает темным пятном растекающаяся вода, поглощая собой свежевыпавший белый-белый снег…


«Заднюю» и откат на берег. Вышли из машины, подошли к пролому наледи. Тут подтянулись к нам наши попутчики. Наступаем на ледок, которым затянулась открытая вода - лед человека не держит, трещит - чуть-чуть и сломается…
- Ребят, давайте не спеша пройдете КамАЗом до выхода на лед. - прозвучало предложение.
- Будем надеяться, что лед еще не оторвало от берегов…
За руль вездехода и в наледь заберега. Машина входит на пол колеса в воду и резко выпрыгивает из нее на лед. Выскочили, оставив за собой серую ленту открытой воды с бултыхающимися в ней льдинками разных размеров…
Водители МАЗа машут нам:
- Езжай!
По коробке и через реку… Наблюдаем, как «Утюг» с брызгами в стороны на скорости влетает в заберег, подлетает передком из него, и вот уже за нами бежит по льду…
Под колесами хруст льда, с которого уже сошла вода…
Внимательно глядим вперед, высматривая выход на противоположный берег.
- Вон, гляди! - напарник:
- Кажись колея выходит на косу, нам туда…
Сбавляю ход машины, предчувствуя очередной провал грузовика в заберег перед выходом на косу… Хруст тонкого льда, машина плавно входит в воду. Здесь глубже - по буфер, а то и больше и шире. И плавно выходим в заснеженную грязевую колею. КамАЗ буксует. Колея и для нас глубокая, да еще и подмороженная. Проползли от берега в метров 20 и становились.
«Утюг» вновь с разбега в воду… Нырок, волна накрыла кабину «Супера»…
- Мать твою… - встревожились мы…
Вода, окунув кабину грузовика, устремилась в стороны от него высоким гребнем волны, уничтожая вокруг идущего по заберегу тонкий лед и белый снег на нем своим серым набегом… «Супер» еще в забереге, а волна своим разливом размывает колею перед ним. Каша снега и льда. «Утюг» влетает на берег и врубается в него. БАХ! Встал.
 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ты все же его собрал? - я, разглядывая чудо грузовик Михаила…
Это было полтора-два года назад. Михаил в отпуске у себя на родине в Белоруссии купил себе личный грузовик у вояк КрАЗ-255. Тогда в еще СССР только-только  разрешили иметь в частном владении большегрузные автомобили. Мечта любого советского дальнобойщика! Как он мне рассказывал, дорогой на Колыму, к месту его проживания, он приобрел кучу запчастей и б/у кабину от самосвала ТАТРА-815. Загнав машину в гараж нашей автобазы, где работал водителем на Урале, принялся за переоборудование своей покупки: поменял короткие передние рессоры на МАЗовские длинные, установил новый «Суперовский» гидроусилитель руля, и там всякой еще кучу замены и доработок сделал по шасси, установив на него кабину от ТАТРы, которую в свою очередь увеличил в объеме, отрезав заднюю стенку и вварив дополнительные самодельные панели, разместил там широкий спальник, а так же изменил мотоотсек, сделав его с откидной крышкой для вынужденного ремонта, или на крайняк просто осмотра и проверки двигателя не выходя из кабины…
Последний раз я эту машину видел год назад еще далеко не в завершенном состоянии.
- Это не просто грузовик - это песня - я владельцу, разглядывая его творение:
- А что без номеров?
- Да тут Серег новые правила по регистрации ввели - с сожалением произнес Михаил:
- Теперь требуют бумаги с согласованием на переоборудование с завода изготовителя …
- Блин, а раньше мы и без этого обходились…
- Да деньги они просто дерут…
- А как работаешь?
- Да я тут в основном по месту продукты оленеводам вожу, наш ГАИшник мне разрешил по району, ну, ты сам знаешь, свои все же…
Машина была окутана понизу с трех сторон брезентом, и так же под ней за передним мостом. Шумел котел воздушной печки…
 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Собрались у «Супера». Стоим обутые в резиновые сапоги, так как под снегом жидкая грязь с намерзшей коркой в слоеном «пироге» - грязь поверх снег и между ними ледяная корка. Но грязь не глубокая, растаять земля не успела на большую глубину - сантиметров на десять. А колею набили ведать под палящими лучами солнышка…
В короткой беседе решили, что мы сейчас попытаемся на КамАЗе вылезти из колее и за трос вытащим из нее же МАЗ.
За руль, выворачиваем его до конца влево и на штурм. С метров десять медленного поползновения, передние колеса авто что-то там в колее находят, цепляют, и грузовик выскакивает на «лысину» косы. Начинается возня колесами по жиже, из-под них вылетают крупные смерзшиеся куски грязи, летят на крылья и кабину, и со шлепком липнут к авто и пролетают мимо, разлетаясь по сторонам…
- Однако вряд ли мы протащим наш «Утюг» здесь по косе вне колеи… - осенило нас…
Но, все же, сделали круг к воде к стоящему у ней. Подставив зад полуприцепа к буферу МАЗа, зацепили трос, размотанный с буфера, на клык нашего автопоезда и с рывка КамАЗ потащил его в сторону от колеи. КамАЗ буксовал всеми колесами вперемешку на включенных, имеющихся у него, блокировках…  МАЗ, казалось, впустую вращал своими задними колесами, но помаленьку сдвигался в сторону от колеи за КамАЗом. И вот, уже пройден тот бугор, что он нашел балкой… Ползем дальше… КамАЗ медленно сползает к колее, точнее, полуприцепом почти в ней, таща за собой «Утюг», а «Утюг» выйдя передними колесами на кромку колеи, полз по ней, не давая намеков на свое извлечение…
КамАЗ стягивало к колее… Мгновенно пришло решение вывернуть колеса вправо и войти в нее…
БУХ! Бах! Пару скачков и машина вползла в колею…
И тут сразу мы почуяли, что нашему грузовику стало легче тащить за собою привязанный хвост.
Двести-триста метров и мы стали выходить из глубокой грязевой колеи на прибрежную речную гальку… Дорога терялась в накрывшем ее снежном покрывале…
Сцепленные автопоезда пошли в свободном движении друг от друга. Стоп. Расцепились.
- Куда дальше??? - вопрос у всех…
Ни бровок от зимника, ни колеи… Ровная заснеженная коса реки, а справа высокие береговые кусты… За кустами в дали лиственный вперемешку лиственницами лес…
Моторы умолкли под проверку содержимого в них… Тишина…
И вдруг! Приближающийся рев моторов самолета с Юга от нас… В небе появился самолет АН-24 заходящий на посадку… Где-то там за лесом аэродром.
- Ребята! Сеймчан!!! - кто-то произнес взволнованным голосом из мужиков с «Супера»…
- Цивилизация… - подхватили мы…
Самолет исчез за лесом, взревел моторами в реверс при посадке на полосу и с монотонным звуком прошел к месту стоянки, где и затих.
- Пойдем берегом. - поступило предложение от одного из попутчиков…
С радостью на лицах под впечатление увиденного самолета расселись по машинам, медленно с осторожностью поползли берегом направлением к аэродрому…
Где-то грязь раздавим колесом, где-то лед на луже даванем, все брегом не выходя на лед, тут в протоку вышли, и через нее сломав тонкий ледок накрытый снегом в брод по воде аккуратно КамАЗом прошли, МАЗ за нами по буфер… Наблюдаем . Идет… открылась перед нами просека меж деревьев, мы в нее, там небольшая колея…


МАЗ идет. Видать буксует, но ползет… Не спешим, ждем, и дальше по малу… Выходим на поселок, а перед нами речка неширокая… Мы в русло, и вновь тонкий лед под колесами нашего авто хрустит…


Идем бродом, или по льду, залитым водою… Черт его разберет. Но не глубоко. Вышли с берега речки по набитой здесь колее в поселок.


На улицах уже народ на работу спешит, лай собак, утро… Морозно. Где-то под -10… Солнце за сплошной облачностью. Идет мелкий и редкий снежок…
 Мы пропустили вперед нашего «Супера», и они, спросив у прохожих, вывели нас к Почте. Отбили телеграммы домой, а попутчики отзвонились диспетчеру, доложили о прибытии в Сеймчан.
Пока ждали переговоров, мы с напарником высмотрели на газетном прилавке «Атлас автомобильных дорог СССР» и купили его. Конечно, к нашему сожалению, Нижней Колымы там мы в приличном масштабе не нашли, но Магаданская область с нарисованной трассой М56 там была, и даже Сеймчан был отмечен там. Разглядели, что мы зимником прошли реки Сугой и Балыгычан по наледи, и где-то там оставили стороной одноименный второй реке поселок. Рассмотрели каким нам двигаться путем на Запад к Якутску…
На Почте у телефонисток узнали, где можно перекусить. Заехали в столовую. Там мы под горячую пищу в первое и второе решили найти мастерскую и подремонтировать проблемные места наших авто. Нам надо было восстановить кронштейн под генератор, найти стекло на дверь, установить его и там еще по мелочам… А на МАЗе надо было в первую очередь извлечь согнутый палец, который держал трос в буфере, ну, и тоже по мелочам…
Нашли гаражи коммунальщиков и напросились на ремонт. К вечеру все было готово к выходу в дорогу, даже повезло, нашлось на складе стекло на дверь. Там же у котельщиков сходили в душ помыться и побриться. Рассчитавшись корейской водкой с нашей стороны и спиртом водители «Супера» с бригадой слесарей, решили выйти к заправке, заправиться и, отдохнув до рассвета где-нибудь на шоферской стоянке, выйти из Сеймчана засветло в направлении на Магадан к поселку Стрелка на федеральную трассу «Колыма»…
 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ну ты лихо… И не холодно? - я в изумлении…
- Да нет. Там на снег тоже брезент застелил с войлоком…
Я заглянул в кабину, там был открыт капот мотоотсека и на нем лежали головки блока…
- И сколько ты уже тут?
- Вчера встал.
- Давай помогу.
- Езжайте, я тут не один, справимся…
Поболтав еще о жизни, попрощались. Из тундры к машине Михаила подъехал снегоход «Буран» с двумя местными. И Миша ушел к ним, а я к своей машине. Мой спутник Володя за мое отсутствие осмотрел свою машину.
- Серег, рессорку сломали под кабиной…
- Поехали, дома найдем…

Сасыр, Хандыга, Магадан, Чукотка, Черский, Сеймчан, Олера, шофер, Якутия, Погындино, Зимник, Билибино, Андрюшкино, Якутск, Зырянка, Колыма, Олеринская, дальнобой, дальнобойщик, Нижнеколымск, грузовик, автобаза "Зеленый Мыс", Усть Нера, Глухариный, тундра, Среднеколымск, Берелех, водитель, КамАЗ, Урал

Previous post Next post
Up