Встряхиваю в очередной раз головой и оборачиваюсь к нему, вижу его лицо в изумлении от моего вождения.
- Серега, ты как это?
- Да хрен его знает… Чутьем что ли…
- Давай я тетя подменю, я уже в норме. - он мне предложил…
- Не-е-е… Сейчас опять будешь буксовать. - я отказал ему:
- Ты лучше мне что-нибудь расскажи, что бы я не засыпал. Вылезем из колеи, сменишь.
Володя принялся что-то там мне говорить о своей работе на руднике Читинской области, а я, практически не слыша его, продолжал бороться со сном и вести машину…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ну что?! Будем ждать утра. - кто-то из нас…
- Да уж… К утру может и подморозит… - другой.
У реки разложили на сухих камнях ватные куртки и развели костерок под чаек и ушицу из свежемороженого чира, вынутого из мешка.
- Серый, рыба то почти растаяла - заметил мой напарник.
- Вадь, ее надо нам будет засолить в Сеймчане.
- Если еще дотянет до Сеймчана, блин, была бы соль, сейчас бы ее пересыпать…
Треск костра, тихий шум воды горной реки и ветерка о кроны высоких лиственниц… Уже совсем стемнело. Тучи, укрывшие небо, отгородили нас от света звезд и луны. Лишь слабый огонь костра освещал лица шоферов, устроившихся у него на привал под душистую жирную рыбную похлебку…
Сидели и ели, стуча ложками о миски, молча. Усталость сказывалась, клонило всех ко сну, не до баек было…
Где-то в лесу протрещал глухарь или тетерев… А может и кто другой. Хрустнула ветка. Зашелестел кустарник от взметнувших из-под него птиц. И вновь тишина…
- Мужики, а где Глухариный??? - вдруг один из нас…
Все переглянулись, кто-то пожал плечами, и один из попутчиков:
- Так мы его уже давно прошли стороной. Отсыпную пересекали?
- Да.
- Ну вот она и ведет от Оройка к Глухариному…
И вновь, прихлебывая из ложек, уткнулись носами к уже теплой с большими кусками рыбы похлебке в мисках…
Потянуло прохладой с речки…
Костер догорал. Холодало. Стали собираться…
В полной темноте разошлись по кабинам. Запустили моторы, прогреть на ночь «ложе» для сна… Сложив все со спальника в ноги на пол кабины, улеглись по «койкам» и в сон…
Мотор так и не глушили. Протарахтел всю ночь на выставленных оборотах. С печки через воздуховоды дул теплый воздух. Но почему-то не стало жарко? Поэтому и не глушили…
Открываю глаза, светло. Гляжу по сторонам, а на лобовых стеклах лежит снег, в боковые окна вижу медленно падающие большие снежинки. Снегопад. Все вокруг белым бело.
Нажал на клавишу. Дворники смахнули снег с лобового…
Впереди тот подъем серпантином, местами желтеющий из под легшего на него тонкого одеяла снега.
По подъему уже ходят наши водители попутчики с лопатой и настукивают ею, проверяя полотно - подмерзло или нет…
Я толкнул напарника в бок и, обувшись, выскочил на свежий воздух, обтерся снегом, подошел к водителям.
Морозно.
- Надо идти на штурм. - предложил один из них…
- Давай Серега ты первый а мы за вами, сцепляться не будем. - второй.
Немного погодя, осмотрев машины и собравшись, отпив чайку с термоса, пошли в серпантин…
Подъем серпантином был коротким, дальше просто в гору. Следим за идущим нам в след «Супером». Не отстает, но местами буксует, и упорно лезет…
Дорога все та же, с горы да в гору, ручьями и лесочком…
Меняемся редко. Выспались.
К полудню встали перекусить и перелить топливо по бакам… И дальше.
Ни встречных, ни попутных. Куда едем? Узнать не у кого. Но и стоять нельзя.
Градус резко упал ниже нуля, идет уже мелкий снег.
Спустились в пойму какой-то реки. Над рекой стоит туман парящей наледи…
Зимник привел нас к открытой воде, объезда мы не видели. Остановились. Перекусили. Решили идти дальше по реке. Выбора нет. Зацепили МАЗ на трос и - вперед в воду…
Где глубже, где мельче, Утюг позади нас тащится на тросу, ныряя и выныривая своим буфером. Прошли уж с десяток другой километров, а наледи и конца нет…
Темнеет. В тумане парящей воды становится все сложнее вести машину. А фары на хвосте то тухнут в воде, то слепят в зеркала…
Видим, впереди сквозь туман бьет свет фар идущих нам на встречу машин… Остановились по морганию светом висящих у нас на хвосте. Ждем встречных…
Нагоняя на наш КамАЗ волну из тумана выходит Урал…
- Ха! Наши!!! - разглядели в один миг мы своих…
- ФА-а-а-а!!! - КамАЗом…
Урал, поравнявшись кабинами, встал. Опустились боковые стекла дверей.
- Вы куда это??? - водитель встречного Урала нам…
- На Материк… - мы.
- А это кто за вами?
- Наш базовский Утюг…
- А его то…
- Да вот тащим…
- Да-а-а… Там аккуратнее, есть места глубокие…
- Постараемся…
- А за тобой кто?
- Еще наши два Урала, мы в три машины с Певека на Магадан…
Сзади попутчика раздался рЁв горнов…
- Ну ладно…
И первый Урал прошел до «Супера». Там встал. К нам подошел второй, а там с короткого разговора со вторым и третий по очереди…
- А чего пошли этой дорогой? Там же есть короче намного - через Сасыр…
- Да там вода с гор пошла, наледь глубокая…
- А тут через Колыму по льду вам надо успеть проскочить, забереги уже встали по берегам…
Уралы ушли в туманную темень…
Мы поменялись местами, я в лежку, или точнее в дрем…
Моргание фар сзади. Сигнал - вперед!
Нырнув в одном месте КамАЗом по фары, протащили ходом «Утюг»… Не сигналят. Вышли из наледи на зимник… Я уснул.
Открываю глаза. Рассвет. Перед нами широкая с километр река - Колыма…
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Туман рассеивался. Колея перешла в накатанный зимник. Здесь не мело…
Небо затянуто сплошной облачностью. Мороз под 20…
Сменился с Володей. Сразу обрубился в сон, упав на сиденьки…
- Серега! Машины! - слышу сквозь сон.
КамАЗ остановился.
Со стороны Вовки потянуло холодом…
Слышу сквозь сон:
- Слушай, ты тут откуда? Что за номера???
- Я с Читы…
- А сюда как??? - с удивлением встречный…
- А вон - указывая на меня рукой:
- Серега за вещами…
- Какой Серега?
Я поднялся и выглянул из-за Водителя.
- Ха! Серый! Ты!?
В проеме открытой двери я увидел здорового рослого белокурого парня с голой головой в ватной куртке по локти в мазуте…
- О-о! Миша! Ты тут чего?
- Да… Стуканул…
Взглянул в лобовое, там впереди стояли два автомобиля, один на лаптежных КрАЗовских колесах с двадцатифутовым контейнером на шасси, второй - Урал бортовой накрытый тентом…
Накинув куртку, выскочил из кабины…
Рукопожатие с приветствием, расспросы - как и чего… Мы с Михаилом подошли к его грузовику…
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Идем по заснеженному зимнику, ориентируясь лишь по торчащим вдоль него бровкам…
Вокруг белым бело… С неба продолжают падать мелкие и редкие снежинки…
Дошли до выхода на лед. Заберегов не видать. Впереди ледовая накрытая снежным одеялом гладь реки…
- О каких заберегах нам водители сказали??? - посетил наши мозги вопрос…
Сунулись было КамАЗом на лед…
ХУСЬ!!! Под передком… Всплеск воды… КамАЗ провалился в наледь на покрышку колеса.
Остановились. Из-под машины выползает темным пятном растекающаяся вода, поглощая собой свежевыпавший белый-белый снег…
«Заднюю» и откат на берег. Вышли из машины, подошли к пролому наледи. Тут подтянулись к нам наши попутчики. Наступаем на ледок, которым затянулась открытая вода - лед человека не держит, трещит - чуть-чуть и сломается…
- Ребят, давайте не спеша пройдете КамАЗом до выхода на лед. - прозвучало предложение.
- Будем надеяться, что лед еще не оторвало от берегов…
За руль вездехода и в наледь заберега. Машина входит на пол колеса в воду и резко выпрыгивает из нее на лед. Выскочили, оставив за собой серую ленту открытой воды с бултыхающимися в ней льдинками разных размеров…
Водители МАЗа машут нам:
- Езжай!
По коробке и через реку… Наблюдаем, как «Утюг» с брызгами в стороны на скорости влетает в заберег, подлетает передком из него, и вот уже за нами бежит по льду…
Под колесами хруст льда, с которого уже сошла вода…
Внимательно глядим вперед, высматривая выход на противоположный берег.
- Вон, гляди! - напарник:
- Кажись колея выходит на косу, нам туда…
Сбавляю ход машины, предчувствуя очередной провал грузовика в заберег перед выходом на косу… Хруст тонкого льда, машина плавно входит в воду. Здесь глубже - по буфер, а то и больше и шире. И плавно выходим в заснеженную грязевую колею. КамАЗ буксует. Колея и для нас глубокая, да еще и подмороженная. Проползли от берега в метров 20 и становились.
«Утюг» вновь с разбега в воду… Нырок, волна накрыла кабину «Супера»…
- Мать твою… - встревожились мы…
Вода, окунув кабину грузовика, устремилась в стороны от него высоким гребнем волны, уничтожая вокруг идущего по заберегу тонкий лед и белый снег на нем своим серым набегом… «Супер» еще в забереге, а волна своим разливом размывает колею перед ним. Каша снега и льда. «Утюг» влетает на берег и врубается в него. БАХ! Встал.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ты все же его собрал? - я, разглядывая чудо грузовик Михаила…
Это было полтора-два года назад. Михаил в отпуске у себя на родине в Белоруссии купил себе личный грузовик у вояк КрАЗ-255. Тогда в еще СССР только-только разрешили иметь в частном владении большегрузные автомобили. Мечта любого советского дальнобойщика! Как он мне рассказывал, дорогой на Колыму, к месту его проживания, он приобрел кучу запчастей и б/у кабину от самосвала ТАТРА-815. Загнав машину в гараж нашей автобазы, где работал водителем на Урале, принялся за переоборудование своей покупки: поменял короткие передние рессоры на МАЗовские длинные, установил новый «Суперовский» гидроусилитель руля, и там всякой еще кучу замены и доработок сделал по шасси, установив на него кабину от ТАТРы, которую в свою очередь увеличил в объеме, отрезав заднюю стенку и вварив дополнительные самодельные панели, разместил там широкий спальник, а так же изменил мотоотсек, сделав его с откидной крышкой для вынужденного ремонта, или на крайняк просто осмотра и проверки двигателя не выходя из кабины…
Последний раз я эту машину видел год назад еще далеко не в завершенном состоянии.
- Это не просто грузовик - это песня - я владельцу, разглядывая его творение:
- А что без номеров?
- Да тут Серег новые правила по регистрации ввели - с сожалением произнес Михаил:
- Теперь требуют бумаги с согласованием на переоборудование с завода изготовителя …
- Блин, а раньше мы и без этого обходились…
- Да деньги они просто дерут…
- А как работаешь?
- Да я тут в основном по месту продукты оленеводам вожу, наш ГАИшник мне разрешил по району, ну, ты сам знаешь, свои все же…
Машина была окутана понизу с трех сторон брезентом, и так же под ней за передним мостом. Шумел котел воздушной печки…
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Собрались у «Супера». Стоим обутые в резиновые сапоги, так как под снегом жидкая грязь с намерзшей коркой в слоеном «пироге» - грязь поверх снег и между ними ледяная корка. Но грязь не глубокая, растаять земля не успела на большую глубину - сантиметров на десять. А колею набили ведать под палящими лучами солнышка…
В короткой беседе решили, что мы сейчас попытаемся на КамАЗе вылезти из колее и за трос вытащим из нее же МАЗ.
За руль, выворачиваем его до конца влево и на штурм. С метров десять медленного поползновения, передние колеса авто что-то там в колее находят, цепляют, и грузовик выскакивает на «лысину» косы. Начинается возня колесами по жиже, из-под них вылетают крупные смерзшиеся куски грязи, летят на крылья и кабину, и со шлепком липнут к авто и пролетают мимо, разлетаясь по сторонам…
- Однако вряд ли мы протащим наш «Утюг» здесь по косе вне колеи… - осенило нас…
Но, все же, сделали круг к воде к стоящему у ней. Подставив зад полуприцепа к буферу МАЗа, зацепили трос, размотанный с буфера, на клык нашего автопоезда и с рывка КамАЗ потащил его в сторону от колеи. КамАЗ буксовал всеми колесами вперемешку на включенных, имеющихся у него, блокировках… МАЗ, казалось, впустую вращал своими задними колесами, но помаленьку сдвигался в сторону от колеи за КамАЗом. И вот, уже пройден тот бугор, что он нашел балкой… Ползем дальше… КамАЗ медленно сползает к колее, точнее, полуприцепом почти в ней, таща за собой «Утюг», а «Утюг» выйдя передними колесами на кромку колеи, полз по ней, не давая намеков на свое извлечение…
КамАЗ стягивало к колее… Мгновенно пришло решение вывернуть колеса вправо и войти в нее…
БУХ! Бах! Пару скачков и машина вползла в колею…
И тут сразу мы почуяли, что нашему грузовику стало легче тащить за собою привязанный хвост.
Двести-триста метров и мы стали выходить из глубокой грязевой колеи на прибрежную речную гальку… Дорога терялась в накрывшем ее снежном покрывале…
Сцепленные автопоезда пошли в свободном движении друг от друга. Стоп. Расцепились.
- Куда дальше??? - вопрос у всех…
Ни бровок от зимника, ни колеи… Ровная заснеженная коса реки, а справа высокие береговые кусты… За кустами в дали лиственный вперемешку лиственницами лес…
Моторы умолкли под проверку содержимого в них… Тишина…
И вдруг! Приближающийся рев моторов самолета с Юга от нас… В небе появился самолет АН-24 заходящий на посадку… Где-то там за лесом аэродром.
- Ребята! Сеймчан!!! - кто-то произнес взволнованным голосом из мужиков с «Супера»…
- Цивилизация… - подхватили мы…
Самолет исчез за лесом, взревел моторами в реверс при посадке на полосу и с монотонным звуком прошел к месту стоянки, где и затих.
- Пойдем берегом. - поступило предложение от одного из попутчиков…
С радостью на лицах под впечатление увиденного самолета расселись по машинам, медленно с осторожностью поползли берегом направлением к аэродрому…
Где-то грязь раздавим колесом, где-то лед на луже даванем, все брегом не выходя на лед, тут в протоку вышли, и через нее сломав тонкий ледок накрытый снегом в брод по воде аккуратно КамАЗом прошли, МАЗ за нами по буфер… Наблюдаем . Идет… открылась перед нами просека меж деревьев, мы в нее, там небольшая колея…
МАЗ идет. Видать буксует, но ползет… Не спешим, ждем, и дальше по малу… Выходим на поселок, а перед нами речка неширокая… Мы в русло, и вновь тонкий лед под колесами нашего авто хрустит…
Идем бродом, или по льду, залитым водою… Черт его разберет. Но не глубоко. Вышли с берега речки по набитой здесь колее в поселок.
На улицах уже народ на работу спешит, лай собак, утро… Морозно. Где-то под -10… Солнце за сплошной облачностью. Идет мелкий и редкий снежок…
Мы пропустили вперед нашего «Супера», и они, спросив у прохожих, вывели нас к Почте. Отбили телеграммы домой, а попутчики отзвонились диспетчеру, доложили о прибытии в Сеймчан.
Пока ждали переговоров, мы с напарником высмотрели на газетном прилавке «Атлас автомобильных дорог СССР» и купили его. Конечно, к нашему сожалению, Нижней Колымы там мы в приличном масштабе не нашли, но Магаданская область с нарисованной трассой М56 там была, и даже Сеймчан был отмечен там. Разглядели, что мы зимником прошли реки Сугой и Балыгычан по наледи, и где-то там оставили стороной одноименный второй реке поселок. Рассмотрели каким нам двигаться путем на Запад к Якутску…
На Почте у телефонисток узнали, где можно перекусить. Заехали в столовую. Там мы под горячую пищу в первое и второе решили найти мастерскую и подремонтировать проблемные места наших авто. Нам надо было восстановить кронштейн под генератор, найти стекло на дверь, установить его и там еще по мелочам… А на МАЗе надо было в первую очередь извлечь согнутый палец, который держал трос в буфере, ну, и тоже по мелочам…
Нашли гаражи коммунальщиков и напросились на ремонт. К вечеру все было готово к выходу в дорогу, даже повезло, нашлось на складе стекло на дверь. Там же у котельщиков сходили в душ помыться и побриться. Рассчитавшись корейской водкой с нашей стороны и спиртом водители «Супера» с бригадой слесарей, решили выйти к заправке, заправиться и, отдохнув до рассвета где-нибудь на шоферской стоянке, выйти из Сеймчана засветло в направлении на Магадан к поселку Стрелка на федеральную трассу «Колыма»…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ну ты лихо… И не холодно? - я в изумлении…
- Да нет. Там на снег тоже брезент застелил с войлоком…
Я заглянул в кабину, там был открыт капот мотоотсека и на нем лежали головки блока…
- И сколько ты уже тут?
- Вчера встал.
- Давай помогу.
- Езжайте, я тут не один, справимся…
Поболтав еще о жизни, попрощались. Из тундры к машине Михаила подъехал снегоход «Буран» с двумя местными. И Миша ушел к ним, а я к своей машине. Мой спутник Володя за мое отсутствие осмотрел свою машину.
- Серег, рессорку сломали под кабиной…
- Поехали, дома найдем…