К закату солнца, а небо уже за день разъяснело, вышли из Олёры на Колыму…
Температура за бортом под -30. Темнеет…
Впереди видим на берегу реки огни - село Колымское.
- Вов, тут у меня друг живет, твой теска, заедем, может он нас деликатесами колымскими угостит, он тут главный ветеринар…
- А что за деликатесы, Серег?
Да там икра красная, икра черная, осетр копченый, вяленый… - начал я перечислять…
Заехали. Володя радушно нас встретил и не подвел меня - на стол под бутылочку водки за встречу были выставлены все мной перечисленные яства - глубокая миска красной лососевой икры, нарезанный подвяленный осетр, соленая ряпушка, балык муксуна и ВЕДРО (!) черной осетровой икры…
Мой читинский водитель смутился от предложенного…
- Бери ложу и черпай - ему теска…
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После «Бурхалинского» этот перевал совершенно несерьезный, плавный подъем, остановка на вершине «Аркагалинского» отлить с обходом автопоездов, смена с напарниками за баранками и на длинный пологий затяжной спуск…
Супер пылит впереди снежной пылью вперемешку с дорожной серостью, а мы, чтобы не глотать после него эту пыль отстали…
КамАЗ вездеходной резиной по грунтовочке шумит, порожнячком легко в горочку и с горочки бежит, его мотор ровно и монотонно в уши шофера рычит, лишь магнитофон этот рык эстрадой 80-х начала 90-х разбавляет… И смена спит…
- Серый, Серый, смотри - опять началось… - слышу взволнованный голос напарника.
Я поднялся с сидений и:
- Опять вперевал? - протирая глаза…
- Колымо-Индигирский. - брат в ответ…
МАЗ впереди идущий сбавляет ход, мы за ним, входим в прижим перевала…
Скала, обрыв, памятники шоферам по краю дороги…
Колымо-Индигирский 1153,7м.
Но страх уже не наваливается на нас, напарник уверенно ведет автомобиль. И даже улыбка проскакивает у нас на лицах от зрелища вокруг…
- Чего они медленно-то в него ползут… - уже вырывается у одного из нас.
Перевал накрыт свежим снегом, но дорога чищенная и укатанная часто проходящим здесь транспортом. Морозно…
Сверху идет рейсовый автобус ЛАЗ-699. МАЗ прижался и мы за ним, пропускаем автобус, у которого на лобовом стекле табличка «Магадан».
- Во! Блин, по таким дорожкам то… - кто-то из нас.
- Шофера тут просто герои…
Колонна КамАЗов «велосипедов», КрАЗы, Магирусы и Тары…
Горы, горы, горы… В распадках и по склонам заросшие редкими деревцами и кустами, к вершинам голые.
- Вадь, а мы по короткой пошли дороге? - я напарнику.
- А я не знаю… Они идут, я за ними… Прошли какой-то большой поселок, по-моему, Кадыкчан…
За перевалом дорога пошла прижимом вдоль реки - подъемы спуски и повороты…
Я вновь уснул, сложившись на пассажирских сиденьях…
Во сне чую КамАЗ встал. Открываю глаза, взгляд на лобовое. А там за ним идет снег.
- Чего встали?
- Наверное отлить…
- А-а-а… Надо.
Заглушили мотор для проверки содержимого. Оделись и выскочили к машине. Наши попутчики уже были у своего авто.
Обошли автопоезд, оглядели на пару, подняли кабину, проверили уровни жидкостей и осмотрели двигатель. Все в норме.
Глядим, а наши с МАЗурика, колеса снимают с заднего моста тягача. Мы к ним.
- Что, поймали? - кто-то из нас.
- Да. Вот внутреннее спустило…
- Запаску ставить будите?
- Нет, сейчас перебартируем быстренько…
- Помощь нужна?
- Нет.
- Мужики, а мы какой дорогой идем? - я задал волнующий меня вопрос.
- По длинной пошли, через Усть-Неру. - один из них.
- Проехали поворот в Кадыкчане… - второй.
- Мы уже в Якутию вошли… - подхватил брат.
Вернулись к машине и засели в кабину, завели мотор, развели «шмелек» и поставили чаек…
Через час двинулись дальше. Горные прижимы, местами дорога шла вдоль обрыва то у реки, то уходила от нее. Стали попадаться объезды мостов по льду рек. Мосты, ведать, на зиму закрыли.
Мост через реку Неру. И скоро проходим большой поселок или городок Усть-Неру, дальше второй мост через реку Индигирка, которая как и Колыма берет начало из-под Оймякона и впадает в Северный Ледовитый океан.
Дорога тут пошла менее накатанная, сюда транспорт ходит меньше.
И медленно пошли в следующий перевал на этой трассе…
Идет мелкий снег. Дорога запорошена им и уже скользкая.
Очередной знак перед перевалом «Внимание! Опасный участок. Подъем на перевал Ольчанский»
- Мать твою!!! Когда же они кончатся…
Прижимом вверх. «Супер» вновь сбавил ход.
Тут видим впереди «Супера» стоит КрАЗ «лапать» (255) и у него два водителя крутятся.
Наш попутчик обошел КрАЗ и засветил фонарями стопов.
Приближаемся в КрАЗу…
- Ха! Смотри, Вадя, мой первый напарник Юрка! - воскликнул я и в раздумье:
- И чего он вдруг здесь???
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-Бери, бери, прям из ведра!!! - смеялся хозяин над застенчивостью моего попутчика…
Я вел авто до Колымского и как бы спрашивая у Володи разрешения:
- Ну что? Вов, тут уже почти рукой махнуть до точки нашего назначения, я приму на грудь, а ты уж по приезду, закуски возьмем…
- Да ладно Серег…
Мы с другом ушли в разговоры под водочку с закуской икорочкой и осетринкой, а мой спутник пробовал угощения и восхищался ими…
Друг все время от времени приговаривал ему:
- Черпай глубже! Черпай…
Через часа два вышли на Черский, прихватив немного угощений с собой в короткую дорогу на поздний ужин по прибытию…
Огни РОДНОГО поселка на реке Колыме.
- Здесь Колыма, Вов, в ширину с десять километров… - разбавляю я рык мотора своим голосом:
- Но, к сожалению, ночью не видать, завтра с поселка из окон моей квартиры увидишь…
Володя управляет авто с улыбкой на лице…
- Сереж, я в первый раз, и, наверное, в последний это вижу…
Эх… Знал бы он, какое пророчество говорит…
- Да, может, переедешь сюда… - смеюсь я…
Да, уж, не лучшие времена пришли на Крайний Север, с «Перестройкой» резко ухудшилось снабжение, в былые времена централизованное под Северный завоз, а теперь все сбросили на силы самих северян… Народ начал потоком съезжать с насиженных мест на «Материк» к своим истокам…
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прошли с 400 километров от Сусумана, а за день, за 18 часов, более 700…
Это для нас дальнобойщиков - «тундровиков», да еще и по сложным серпантинам здешних перевалов, ПОДВИГ! Казалось нам…
Проезжая, стоящий на обочине КрАЗ с вывернутыми передними колесами в сторону скалы, приоткрываю окно двери:
- Ха! Здорово!!!
В ответ встречное приветствие от водителей с закопченными лицами, ведать не сладко им в дороге пришлось…
Обошли нашего попутчика и прижались на обочину. Стоп машина. Идем к встречному…
- Что случилось? - вдогонку к уже прозвучавшим вопросам от наших попутчиков задаем и мы свой, возможно повторный, вопрос…
- Да колесо… - Напарник Юры в ответ…
Рукопожатие…
- Задолбали эти колеса… - продолжает Юрка:
- Уже шестое...
А мы разглядываем матово серо зеленую машину…
- А откуда идете и что за КрАЗ? - один из нас…
- Новый, что ли??? - второй…
- Да какой там новый!? Из частей с Приамурья - продолжает Юра:
- Две недели едем, с НЗ его взяли на половину разграбленным, неделю собирали у вояк, благо не за деньги, а за жидкую валюту… - смеется…
- Себе купил? - вновь один из нас.
- Да нет. Это один там - из Колымторга, а нас нанял на перегон… - напарник Юрки.
- Блин! Ребята, там дальше вообще Жуть… С перевала уйдете с дороги на зимник, а там вдоль скал над речками узкою тропой к Теплому ключу… - хватается руками Юра за замасленную шапку на голове:
- Я туда больше не нагой…
Его напарник улыбается и:
- Мужики камера найдется?
- Что за вопрос… - мы:
- У нас есть Ураловская и КамАЗовская… Какую лучше?
- Давай Ураловскую, уже одну в Хандыге вложили, вроде держит…
- А чего подкачкой то не пользуетесь? - кто-то из нас…
- Да все шипит, по горам страшно, вдруг стравим воздух и ляжем под скалой у реки… - один из встречных…
А второй добавляет:
- Да и бежит с него со всех щелей, замучились уже доливать нигрол, из сальников гонит, а менять некогда, да и нечем. Надо успеть на Черский. Хорошо у вояк бочку с нигролом и вторую с моторным маслом взяли…
- У вас как с едой? - один из нас.
- Затаренные по уши - в ответ…
Разговорами скинули с КамАЗа камеру и донесли до КрАЗа ребятам.
- Одной хватит?
- Хватит, мы до Усть-Неры, а там найдем, где проколотые сделать. Да. Мужики, вы случаем не через Сасыр прошли??? Как там дорога? И где отворот на нее?
- Не-е-ет, мы длинным путем прошли через Сеймчан, там все таяло, а здесь за первыми перевалами морозец приударил…
- Вы бы спросили местных старателей по дороге… - добавляет второй из нас…
- Так там же уже вода с гор пошла - включается третий…
- Да они пройдут КрАЗом то… - уверяет второй…
- А как там в Хандыге? Через переправу машины ходят? - первый из нас…
- Да там уже вода на льду стоит. Вам спешить надо… - Юра в ответ.
- Машин куча с одной и с другой стороны Алдана, но идут пока переправой… - напарник его.
Уже темнело… Снег не переставал сыпать… Но здесь намного теплее, чем там вдоль рек…
- Давай поможем. - предложили мы.
- Да мы сами, уже осталось только сбортировать… - в ответ…
За КрАЗом у скалы лежали по отдельности шина и диск, с брошенной на него камерой, немного запорошенные идущим снегом.
Картина, словесно нарисованная нам встречными, нас не обрадовала, но уверенность была, что там не так, что мы уже оставили за Сеймчаном…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Все ближе и ближе огни Черского, справа длинною полосой вдоль берега северной реки, а между огнями небольшой промежуток черной полосой без огней.
- Вон нам туда… - указывая пальцем на огни с лева темной полосы:
- Там Зеленый Мыс, где я и живу, там и автобаза, и Морской порт, а справа - туда рукой:
- Полоса аэропорта светится… Видишь?
Володя кивнул головой.
- Это Черский, тут и администрация поселка, а Зеленый - микрорайон Черского…
Мы въезжаем на берег и выходим на насыпь от аэропорта «Черский» с берега в поселок. Аэропорт находится, прям под поселком, у реки под скалой. Въезжаем в поселок полного светом уличных фонарей…
На градусник - за бортом -30.