ERSATZ-РОССIЯ (10, окончание)

Apr 22, 2024 09:00



Георгий Петрович Федотов (1886-1951) - русский историк, философ и религиозный мыслитель. Фото 1946 г.

На Востоке Россия готова к иной экспансии - завоевательной, агрессивной и в то же время культурно-творческой.
Это-подводит нас к четвертой, последней загадке России - уже не столько политической, сколько культурной и духовной. Что такое теперь сама Россия - с точки зрения вечной тяжбы Запада и Востока. Россия родилась на свет со своей особой, греческо-византийско-славянской темой, поставленная историей между христианским Западом - и магометанским Востоком. В Киевское время она дышала легко и свободно обоими легкими, не изменяя себе и участвуя в культурном общении с Западом и Востоком. Ее дальнейшая история есть колебание между двумя мерами. В Москве она создает восточное царство, наглухо отрезав себя от Запада. В Петербурге она возвращается на Запад не без забвения своей собственной исторической темы, которую она мучительно ищет и находит в середине 19 века. Революция снова бросает ее на Восток. Падает даже та преграда от него, которая в старой Москве дана была православной верой. Сейчас измена России ее исторической - греческой и христианской - миссии очевиднее, чем когда-либо в эпоху московских и петербургских ее блужданий.
Сотни тысяч людей западного воспитания, отчасти и крови, убиты или выброшены вон из России. На смену им Восток шлет своих пробудившихся сынов, которые занимают все новые культурные позиции. Сам русский человек глубоко меняется - психологически и даже физически. В его сложном, славяно-восточном типе все больше проступают монгольская черты. Достаточно взглянуть на лица красноармейцев, на портреты военных вождей. Конечно, перемена в русском типе, прежде всего, духовная порядка. Погас религиозный свет, который некогда одухотворял и некрасивое русское лицо. Выросло поколение, которое никогда не молилось, никогда не думало о вечности. Занятое звериной борьбой за существование, в лучшем случае вопросами политики и материалистической науки, привыкшее считать злобу и безжалостность за добродетель воина и революционера, это поколение страшно огрубело. Преобладание физической природы сказалось внешне монголизацией. Для этого поколения Восток - не Индия и Китай с их древними утонченными культурами - а ближний туранский Восток оказывается своим, родным, более притягательным даже, чем великорусский, почти вымерший фольклор.
И здесь Блок оказался пророком. В своих «Скифах» он дал новый образ России, уже не славянской, а евразийской. Он верно уловил отличие русско-скифского типа от монгольского. Ложь его поэмы в другом. Идея скифов, открывающих путь монголам для разрушения Европы, не соответствует никакой реальности. Вне России уже нет никаких монголов, способных грозить христианскому Западу. Все боеспособные монголы - в рядах Красной Армии.
Тенденция этого развитая явно указывают на перерождение русского национального сознания в евразийское. Может быть, на наших глазах возникает новая нация, связанная с русским языком и территорий, но столь же отличная от нее, как Византия от классической Греции. Однако этого может и не случиться. Резкий оборот русского колеса на 90 градусов к Востоку еще может выпрямиться. Это зависит прежде всего от работы подсознательных духовных сил, действующих в самой России, но зависит также, не в малой степени, и от Запада. […]
Если же […] Европа не в состоянии преодолеть своего хаоса или малодушия, тогда будущее ее мрачно. В гражданских и национальных войнах она быстро скатывается к своему упадку и становится окраиной материковой Евразийской Империи.

Г.П. Федотов «Загадки России» // «Новый журнал». № 5. Нью-Йорк. 1943.

Александр Блок, Коминтерн, Сталин, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up