«УКОР ТЫ НЕБУ НА ЗЕМЛЕ»

Apr 19, 2024 09:03



Фрагмент обложки работы Татьяны Квитковской.

И кто на всем свете мог поднять против них меч? Валкур и Раджанга превратили насилие в монополию. Ни единое убийство не проходило мимо них, ни один замысел не мог от них укрыться, Но оставалось прошлое. История - она проросла темными корнями, точь-в-точь как опухоль…

- Полюбуйтесь, - диктатор открыл пакет, и на свет явилась пухлая стопка бумаг. - Семеро праведных против Раджанги. […] - Кого-то из тех, кого я перечислил, мы разбили вместе и порознь, кого-то обвели вокруг пальца - но в итоге вот они, ставят нас перед фактом. Это эмбарго, Валкур. Они отказываются покупать наши зерно и скот. Они арестовали наши корабли, стоящие у них в доках. Наши концессии арестованы. […] Валкур, меня обвиняют в отсутствии благочестия! «Мы более не желаем вести дела со страной, которую твое беззаконное правление ввергло в грех!» […]
- И кто-то из них всерьез так считает?
- Только один, седьмой по счету. Остальные просто боятся назвать месть местью.
- И кто этот храбрец?
- Водемар - не то Двенадцатый, не то Тринадцатый - король Города Тысячи Ворот.
- Город Тысячи Ворот, - повторил Валкур. - Это совсем маленькая страна. Разве он воевал против нас?
- Нет.
- Мы чем-то задели его интересы?
- Ни в коей мере. И вот еще что: Водемар отказался от своей доли конфискованных грузов. Видишь ли - это все не наживы ради.
- Тогда для чего?
- Знаешь, - вздохнул Раджанга, и только теперь начальник тайной службы понял, как сильно ударила по нему новость, - похоже, он действительно считает, что я согрешил против неба, когда взял власть силой. И всякому человеку на свете - если, конечно, он дорожит своей безсмертной душой - не следует об меня мараться.
- Опасный тип, - сказал Валкур.
- Именно, - кивнул Раджанга. - Он сердце всей шайки… […] С ним они будут упорны и последовательны, так просто эмбарго не перебороть. Как бы низко я ни ставил всех царственных ослов нашего мiра, этому удалось меня удивить.
Тут Валкур решил взять быка за рога.
- Вы предлагаете позаботиться о нем, ваше величество?
Хотя Раджанга вызвал начальника тайной службы именно за этим, он не мог не сыграть возмущения, как не мог и не понимать, что Валкур видит его игру и сам играет развлечения ради. Это было очень удобно для Раджанги - чтобы казалось, будто жестокие методы предлагает Валкур, а не он сам, что его подчиненный добровольно берет на себя ответственность. Раджангу не интересовало, какую цену Валкур платит за подобные поступки, а тот считал эту цену приемлемой и не пытался озаботить ей своего сюзерена. […]
Пока же Раджанга воскликнул:
- Позаботиться о чужом короле - ха! Как будто нам мало нашего собственного… Нет-нет, Валкур, ни слова о методах! Опиши выгоды. Что мы получим от этих забот?
- Ваше Величество, - приподнял Валкур краешки губ, и передние его зубы обнажились желтоватыми надгробиями, - у щепетильных королей бывают не столь щепетильные родственники. Если для Водемара вы совершеннейшее чудовище и неправедный государь, преемник его, возможно, будет не так категоричен. […] В любом случае, мы слишком важный торговый партнер, и без надмiрных, - Валкур возвел глаза к небу, - причин эмбарго не продержится долго. Королям нужны наши ценности, королям некуда девать свою дрянь, всё быстро пойдет по-старому, вы и глазом моргнуть не успеете. […]
- Но ты, конечно, обязан понимать, - продолжал Раджанга, - что в этом предприятии мы находимся под пристальным вниманием неба, мы вторглись в самое царство духа, за нами наблюдают высшие сферы, и нам в этих светлых глазах надлежит выглядеть пристойно и избегать опрометчивых слов. Могу ли я приказать тебе убить доброго короля Водемара без того, чтобы сразу оказаться чудовищем и нечестивцем? Волею неба - нет, и потому я просто говорю тебе, Валкур: поступи наилучшим образом.
Говоря все это, Раджанга очевиднейшим образом глумился над небом и теми, кто кланялся облачкам…



«Валкур на званом вечере». Рисунок Татьяны Квитковской к роману «Древняя сила».

***

Убить короля: о, для меня это глубоко личное переживание! Всё равно что сорняку задушить корнями садовую розу. Кто он, этот король Водемар? Рожденный, дабы править; еще в младенчестве на голову его примерили золотую корону. Сонм наставлений, море уроков, груз ответственности, судьба царствовать - вот что лежит на одной чаше весов. А на другой - я без роду и племени, дитя случая, никто из ниоткуда. И второй уничтожит первого, не наоборот - вот в чем веселье! Да, здесь стоит ухмыльнуться, оскалить зубы. Смерть - вот где смыкаются противоположности; смерть, а еще - страх; если ты обмочишься от ужаса, не важно, что на тебе надето - лохмотья или парча; и если ты визжишь, умоляя сохранить себе жизнь, не имеет значения, сколько грозных приказов ты отдал до этого, сколько громких слов произнес.
Эти слова…
Преступление против неба!
Беззаконное правление!
Ввело в грех!
И эта гордость своей историей, восторг перед дюжиной задниц, что отполировали тебе золоченное кресло. С тем, чтобы быть тринадцатым, справится и дурак, а ты попробуй быть первым, когда не спрячешься за совершенное предками, не прикроешь срам обветшавшим знаменем! Ты - один, и отвечать за всё - тебе. Впрочем, что они есть, эти двенадцать предшественников? Вздор, бред, мертвецы из колодца памяти. […]
- Двенадцать королей, - усмехнулся Валкур, - двенадцать ломтиков ветчины в стопочку, - он проколет их одним ударом и съест в один укус.
Так думал этот человек…

Дмитрий Шатилов «Древняя сила». Южно-Сахалинск. 2022. С. 456-462.

Регицид, Шатилов Дмитрий, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up