Это, для разнообразия, не о том, что у всех на устах. А о перспективах электрических автомобилей. Хотел озаглавить "О перспективах зеленой энергии применительно к", но посчитал такой заголовок за greenwashing, тем более в тексте как раз наоборот.
Я когда-то об этом уже писал, но с точки зрения (непосильной) нагрузки на энерггосистему в целом. Сейчас же пойдет речь о том же, но с точки зрения потребителя, который, однако, знает не только закон Божий, но и четырех действий арифметики.
Для начала приведу вопиющий пример. Тут у нас подвизалась фирма, которая дает денег нуждающимся. За это они должны предоставить ей ключи и документы от собственной машины и могут пользоваться ей в течение года, при этом платить за пользование. По истечении года они могут выкупить пепелац обратно за те же деньги. Вроде как выгодно? Однако, следите за руками на конкретном примере.
Мини-кабрио, рыночная стоимость 9 тысяч евро. За нее дают 4, и 396 евро в месяц за пользование. За год набегает 4752 евро, что в переводе на человеческий язык означает 18,8% в год. Но.
Люди не умеют считать. Ведь это ломовой процент, учитывая, что в банке с наихуевейшеми условиями тебе дадут сколько угодно под 5 процентов годовых и одновременно поцелуют руку, и даже обычное перетягивание счета с уходом в минус стоит чуть более чем половину вышеуказанного, а учитывая то, что эти несчастные 4 тысячи не нужно обслуживать круглый год, то и вообще четверть. Не говоря уже о совсем уж гениальной бизнес-идее - продай свое кабрио за 9 тысяч, купи что-то за 5, будут тебе и деньги, будет тебе и ездить.
Дополнительно к невьебенным процентам прилагается дополнительный геморрой. У нас тут как - у кого документ на машину, тот фактический владелец. И ежели нищастный не заплатил вовремя, приходит специальный человек, забирает машиненку и продает. А хули, ключи есть, документы есть, всё законно. Мелком шрифтом в договоре. Подписал? Подписал.
Лох не мамонт, лох не вымрет.
Это я для чего? А для того, чтобы проиллюстрировать уровень критического мышления. В вышеупомянутой бизнес-модели всё шито белыми нитками, тем не менее тысячи народу конкретно попали на бабло. И это я еще умолчу про альтернативные Cach-And-Go-Companies, которые, например, предлагают продать половину домика с мгновенной выплатой пожизненной ренты и правом в своем же домике доживать. Ну, не знаю. Насколько будет долгой счастливая жизнь.
К делу, собственно, не относится.
К делу же относится то, что где-то электрические автомобили, безусловно, имеют смысл. Например, в Советском Союзе. Где электричество стоило 4 копейки за квтч. Как сейчас помню. Однако у нас электроэнергия не совсем чтобы дешевая. Мне повезло, потому что я поставщиков не менял. И буду платить до конца 2024 года 30 центов за киловатт/час. Но очень большое количество людей, которые пользовались онлайн-сервисами, чтобы год от года менять тарифы, внезапно ввиду вздорожания были выкинуты из фьючерных компаний и оказались перед необходимостью перезаключать договора с теми, кто действительно производит энергю, а не спекулирует на фьючерсах. В основном это 46, 48, 52 цента за коловатт, в лучшем случае 46. Запомим эту цифру. Уменьшим ее, потому что в ГДР своя специфика. Сойдемся на 40 центах за киловатт/час.
Наконец-то перешли к электромобилям. Прежде всего - я считаю, что нынешний "чисто" электромобиль это мертворожденная концепция и все, которые купились и приобрели, поимели проблемы.
Субьективно: сосед, который долгое время был представителем Нисссана для автомагазинов, ныне пенсионер, получил пожизненое право пользоваться бесплатным лизингом. У него Nissan Leef, один из самых удачных электромобилей. От него и будем отталиваться. Для начала не будем рассматривать Теслу с ее явно избыточными 420-450 киловатт. Leef имеется в двух вариантах:
N-CONNECTA OPTION 39 kWh incl. Batterie; max. 110 kW (150 PS)
e+ N-CONNECTA OPTION with 59 kWh Batterie, max. 160 kW (217 PS)
Я не спрашивал, какой у него вариант, знаю только, что его поездка к Северному Морю (250 км в среднем) обошлась ему не только многочасовой заправкой, но и значительными денежными расходами. Пока ты заправляешь со своей розетки, это еще можно терпеть. Но когда киловатт-час обходится в 69 центов, поневоле задаешься вопросом - а нахуя мне эта экология?
Заправляя со своей розетки...
У меня панели на 11,5 киловатт. Размещение "запад-восток", даже теоретически больше 7 киловатт не получить, поскольку наша центральная звезда не двойная и соответственно светит с одной стороны.
С батарейкой на 10 киловатт-часов, при солнечной погоде, я способен 9 месяцев в году при известной экономии жить на собственной энергии (и продавать излишки за гроши). Но у меня баня, 8 киловатт печка.
Я могу нагреть баню за свои, если у меня полностью заряженная батарейка (она не дает больше 3 киловатт) и если одновременно солнце хуярит во всю ивановскую. Такое совпадение случалось за последний год ровно два раза. Причем это только нагреть, а поскольку банный поход минимум 3 часа, дополнительная энергия нужна всегда.
И вот я, неспособный запитать даже собственную баню о 8 киловаттах и собственную батарейку о 10 киловатт-часах, приобретаю машинку, у которой батарейка как минимум в 4 раза больше, а максимальная мощность в 12 раз. И пусть номинальная в четыре раза меньше, тем не менее - обслужить свою машину я всей энергией (даже когда она у меня есть, а ее нет как минимум 4 месяца в году) я при всем желании не смогу.
Значит, я должен энергию покупать. За 40 центов минимум, и за 69 максимум. Пусть будет в среднем за 50, если я в основном езжу туда-сюда в своем собственном городке и лишь изредка вынужден пользоваться внешними услугами. Если мотор 40 киловатт и потребляет четверть, то за 5 евро я проеду час. 100 километров. Что, в принципе, сравнимо с дизелем. Но дизель даже в новой ситуации будет не дороже. А я ведь считал по минимуму.
В среднем же, электрическое авто обойдется в 2-3 раза дороже дизельного. И это даже если не учитывать износ материальной части - шин, сцепления, тормозов - за счет избыточного веса.
Альтернатива - plug-in hybrid - тоже не то чтобы совсем без проблем. Главная, это то, что пепелац из-за батарей слишком тяжелый, соответственно, расход топлива в бензиновом режиме порой зашкаливает. И, к тому же, установлено, что владельцы таких автомобилей их в гаражах не заряжают. А предпочитают ездить на бензине.
Электрический век еще не наступил. И с этим придется смириться. Увы.