Твоя моя не понимай

Feb 17, 2019 01:06

Представим себе Пещеру, где живут три разумных (или очень разуммых) вида. В пещеру не проникает света, энергетика за счет подземного тепла, химия оттуда же.

Первый вид, это Медленные Улитки. У них есть единственный орган чувств, осязание - они способны воспринимать вибрации брюхом. Если они отклеились от стены или дна пещеры - они становятся практически слепоглухонемыми и теряют способность воспринимать информацию из внешнего мира. Между собой они общаются перестуками брюшка по камню, наподобие азбуки Морзе.

Второй, это Быстрые Летучие Мыши. Зрения нет, обоняния нет, но очень развит слух. Общаются попискиванием в ультразвуковом диапазоне. Физически не способны принимать перестуки улиток за информацию, потому что это лежит далеко за самым нижним пределом их диапазона. Соответственно, те колебания, которые они возбуждают в камне своим пересвистом, не могут восприниматься улитками - это для них слишком высокочастотно. Постоянно находятся в движении.

И есть еще третья форма. Премудрые Сухопутные Восьминоги. Они живут на дне пещеры, научились локально изменять температуру тела и эти инфракрасные пятна на коже служат им для коммуникативных целей. Быстрее Улиток, но на порядок медленне Мышей.



И еще в Пещере есть три неразумных источника жизни, для Улиток это плесень, которая растет в достаточном количестве на стенах пещеры, для Мышей это микроскопический летающий планктон, который подъедает плесень, для Восьминогов это грибок, растущий на дне пещеры, питательным средством для которого является говно мышей.

Забыл сказать, что плесень может существовать только в условиях подпитки от коммуникационных тепловых пятен восьмонигов.

Полный симбиоз. Восьминоги уже докопались в своей философии до существовамия Вселенной вне их пещеры, ее зарождения, развития и предстоящего коллапса, дошли в своей натурфилософии до Банаховых пространств, теории суперструн и принципов варп-технологий. Мышки создают прекрасные серенады, оперы и оперетты, передвинь диапазон на десять октав вниз - человечество замрет в восхищении, попутно они создали теорию, как устроена навигация в одиннадцатимерном пространстве. Ну а улитки знают, как из говна и палок построить реактор холодного термоядерного синтеза, который обеспечил бы идеи восьминогов и конкретные представлвния мышей энергией. Чтобы вырваться нахуй из этой ёбаной пещеры.

Но нет у них ни говна, ни палок. Вообще ничего нет. Только камень-известняк вокруг, плесень, планктон и говно. Ой! Говно, извиняюсь, все-таки есть. Но этого явно мало.

А вот теперь вопрос. В эту пещеру попадает Земной Прогрессор. Он, безусловно, может расшифровать и стук брюшоком, и попискивание, и даже тепловые пятна. И он, теоретически, мог бы стать посредником. Но задача его - создать универсальный для всех трех специй способ коммуникации, чтобы вся эта летающая и ползающая хрень наконец вылезла из пещеры и вступила как Триединая Сущность в Сообщество Разумных.

Решаемо ли это?

Усложним задачу. Нет никакого прогрессора, но внезапно наши разумные зверюшки заметили, что их стандартное меню можно разнообразить. Если мышка натыкается на непонятный нарост на стене пещеры, она его схарчит с нашим удовольствием. Но если этот нарост, не биясь временного нарушения когнитирных способносте, вдруг переворачивается брюшком наружу, считай, нышу не повезло. Схарчит, как плесень. Восьминуги частенько попадается в щупальца не говно и не грибы, а вкусная мышка. Ну а они сами часто становятся добышей и тех, и другох, потому что улитки иногда сползают на дно пещеры, а летящий мыш сам по себе опасен, если щупальца используются не для передвижения, а для защиты.

Причем они не подозревают о существовании друг друга - ныши видят бугры на стенах и на дне, улитки и восьминоги не видят вообще ничего.

Развести популяцию по разным ареалам тут не удастся - все они взаимозависимы. Как примирить мышей, улиток и восьминогов, не прибегая к атрибуту божественности?
---------------------------------
Это я не просто так. Это я к чему. А к тому, что вот мы, люди, можем понять способ мышления ближнего своего. Иногда это довольно сложно, иногда это просто неприятно, ну как можно без колоссального напряжения совести понять, чем руководствовался масспвый убийца или массовый педофил?

Но человеческое общество в больших масштабах (нация, страна, пресловутый эгрегор) - это не человек. Оно, несомненно, обладает своим мышлением, подчиняется своим законам, мало того, своим - это значит, каждое - своим, и эти законы и эти способы мышления не пересекаются, как у Улиток и Восьминогов. Почитаешь переписку Вильгельма с Николаем - ну милота же. Кузен Ники, кузен Вилли. А результат - миллионы трупов, безногих, увечных, руины до горизонта, "самовары" без рук, без ног, которых тем не менее забирают вдовы - был бы хуй, новых нарожаю. Позади все плачут, впереди всё горит.

Вожди-то, может быть, и договорились, но тут уж вступили в действие другие законы. Несовместимые. И средств коммуникации просто нет.

В данной зарисовке я описал высшую комминикационную проблему, когда мало того, что средства коммуникации разные (встретивяись с инопанетянами, которые переговариваются между собой изгибом антенных усиков, вполне можно найти общий язык), они еще и никак не пересексются из-за наличия отсутствия общих органов чувств. С различными человеческими языками уже проще, хотя и тут порой возникают непереводимые коллизии. И даже когда люди говорят на одном языке, они порой не понимают друг друга - и в лучшем случае это происходит из-за терминологической путаницы, в конце концов о терминологии всегда можно договориться, хуже, когда не совпадает бэкграунд и интерпретация сказанного кардинально разная.
--------------------
Категория: Природа. Ну а хуле. Тут и не поспоришь. Мыши, улитки, восьминоги. Искин, жги.

цивилизации

Previous post Next post
Up