СВ. БОНАВЕНТУРА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ
“Вначале я взываю к Первоистоку, откуда исходит любое озарение.”
“Только пусть читатель не думает, что достаточно чтения без духовного помазания, узрения без благоговения, исследования без восторга, внимания без духовной радости, усердия без милосердия, знания без любви, ума без смирения, учености без божественной благодати, умозрения духовного зеркала без мудрости, вдохновленной Богом. Я предлагаю эти нижеследующие размышления всем просвещенным божественной благодатью, смиренным и благочестивым, раскаявшимся и благоговейным, помазанным священным елеем, возлюбившим божественную мудрость и воспламененным желанием ею обладать, тем, кто стремится посвятить себя прославлению Бога, кто стремится восторгаться Им и даже вкушать Его. При этом я предупреждаю, что мало или вообще ничего нельзя увидеть в зеркале, предложенном извне, если зеркало нашей души не будет очищенным и отполированным.”
“Так как блаженство представляет собой не что иное, как наслаждение величайшим благом, а величайшее благо находится выше нас, то никто не может стать блаженным, не возвысившись над собой, причем возвысившись не телом, а сердцем. Подняться же над собой мы можем лишь благодаря поднимающей нас высшей силе. Сколько бы ни было внутренних ступеней в нашей душе, все равно это ни к чему не приведет без божественного содействия.”
“Среди творения одно является следом, другое - образом, одно телесно, другое духовно, одно преходяще, другое бессмертно, и вследствие этого одно находится внутри нас, другое вне нас. Поэтому, чтобы достичь созерцания Первоистока, Который в высшей степени духовен, вечен и превосходит нас, следует перейти через следы, которые телесны, преходящи и находятся вне нас, и это выведет нас на путь к Богу. Затем следует войти в нашу душу, которая является бессмертным образом Бога, духовна и находится внутри нас, и это значит войти в истину Божию. Наконец, мы должны возвыситься до вечного, высшей духовности и находящегося выше нас, взирая на Первоисток, и это значит возрадоваться в познании Бога и благоговении перед Величием Его.”
“Итак, кто хочет восходить к Богу, должен, чтобы избежать искажающего природу греха, подчинить вышеназванные природные способности преображающей благодати, а это достигается молитвой; очищающей праведности, что достигается обращением; озаряющему знанию, что достигается медитацией; и совершенствующей мудрости, что достигается созерцанием. Подобно тому как к мудрости можно прийти только лишь через благодать, праведность и знание, так к созерцанию можно прийти только через сосредоточенную медитацию, святой образ жизни и благочестивую молитву. А так как благодать есть основание воли и совершенной просвещенности разума, то мы должны, во-первых, молиться, во-вторых, свято жить, в-третьих, должны устремить свой взор на созерцание истины и, устремившись, восходить по ступеням, вплоть до вершины горы, где "является Бог богов на Сионе" “
“Третий способ представляет собой взгляд с точки зрения рационального исследования, которое различает нечто, наделенное лишь существованием; нечто, наделенное существованием и жизнью; и нечто, наделенное существованием, жизнью и разумом. Первое является низшим, второе - средним, а третье - наилучшим. При этом очевидно, что нечто может быть только телесным, а нечто частично телесным и частично духовным, из чего следует существование некоего чисто духовного бытия, более лучшего и достойного первых двух. Наконец, очевидно существует бытие, подверженное изменению, но нетленное, как небесные тела ; из чего следует существование бытия неизменного и нетленного, как надзвездный мир. Ведь этот видимый мир возводит нас к созерцанию Бога в Его могуществе, мудрости и доброте, чтобы мы Его поняли как Сущее, Жизнь и Разум, нетленный и неизменный чистый Дух.”
“Бога, Который, будучи безграничным, существует во всех вещах Своим могуществом, присутствием и сущностью. Множество же вещей, или рассмотрение их в разнообразии родов, видов и индивидуальностей в субстанции, в форме или фигуре, разнообразие которых превосходит всякую человеческую оценку, открывает и показывает со всей очевидностью безграничность трех вышеназванных атрибутов Бога. Красота вещей, или рассмотрение различий света, очертаний и цветов в простых и смешанных телах, а также телах сложных, таких, как небесные тела и минералы, камни и металлы, растения и животные, провозглашает очевидным образом три вышеназванных атрибута Бога. Полнота вещей со всей очевидностью свидетельствует о том же. Разнообразное действие, то есть рассмотрение творения с точки зрения действия природного, искусственного и нравственного, показывает своим неисчислимым многообразием безграничность этой силы, искусства и благости, являющихся для всего "причиной существования, началом разумения и порядком жизни".”
“Слеп тот, кто не видит, сколько блеска в сотворенных вещах. Глух тот, кого такой крик не заставляет проснуться. Нем тот, кого весь этот сотворенный мир не заставляет восхвалять Бога. Безумен тот, кого не заставляют столько указаний признать Первоисток. Открой же глаза, приклони уши души твоей, отверзи уста и сердце твое обрати, чтобы во всем творении увидеть, услышать, восхвалить, возлюбить, поклониться, прославить и почтить Бога.”
“Однако круг зеркала воспринимаемого чувствами мира позволяет созерцать Бога не только через сами творения, то есть через следы, но и в них самих, в каковых Он пребывает Своей сущностью, могуществом и присутствием. Этот второй способ рассмотрения является более высшим, чем предыдущий, и занимает второе место и вторую ступень созерцания. Он должен привести нас к созерцанию Бога во всем творении, которое входит в нашу душу через телесные чувства.”
“Но не только проходя через нас самих, но также и в нас можно созерцать Первоисток. Этот вид созерцания более высокий, чем предыдущий, и представляет собой четвертую ступень. Кажется удивительным, как это было уже показано, что Бог настолько близок нашей душе, но в то же время так мало людей видят в себе Первоисток. Причину этого легко понять, ведь душа человека, обремененная заботами, не входит в себя через память, ее взор, затуманенный чувственными образами, не возвращается в себя через разум, увлеченная страстями, она никак не может обратиться к себе через желание внутренней сладости и духовной радости. Поэтому душа, полностью погруженная в чувственный мир, уже не может больше открыть в себе образ Бога.”
“Об узрении божественного единства через его первое имя: бытие”
“Первый способ прежде всего направляет наш взор на бытие как таковое, утверждая, что Сущий - это первое имя Бога.”
“Желающий созерцать невидимое Божье, касающееся единства сущности, во-первых, должен направить свой взор на бытие как таковое, и тогда он увидит, что бытие до такой степени имеет в себе несомненнейшее, что невозможно помыслить его небытием, потому что само чистейшее бытие откроется только в полной лишенности небытия, как и ничто - в полной лишенности бытия. Таким образом, как ничто не имеет в себе ничего из бытия, а также из его свойств, так и бытие как таковое не имеет никакого небытия, причем не актуально, ни потенциально, ни в реальности, ни в нашей мысли. Но хотя небытие есть отсутствие бытия, оно попадает в разум только через бытие, бытие же не попадает в разум через что-либо другое, потому что все, что осознается разумом, либо осознается не-сущим, либо сущим потенциально, либо актуально. Таким образом, не-сущее может быть воспринято разумом только через сущее, а потенциально сущее только через актуально сущее. Бытие называется чистым актом сущего: бытие - это то, что первое попадает в разум, и это бытие и есть чистый акт. Но это не частное бытие, которое является бытием "суженным", потому что смешано с потенциальностью, и не аналоговое бытие, которое имеет в себе минимально актуальности. Следовательно, получается, что это бытие и есть божественное Бытие.”
“Насколько же удивительна слепота разума, не видящего то, что прежде всего бросается в глаза и без чего он не может познавать. Но так же как глаз, сосредоточенный на восприятии различных цветов, не видит света, благодаря которому он все это видит, а если и видит, то не замечает, так и глаз нашей души, сосредоточенный на единичных вещах или общих понятиях, не замечает, однако, бытия как такового вне всяких родов, которое, казалось бы, должно первое открыться нашей душе и благодаря которому можно видеть все остальное. Исходя из этого, действительно "каков свет для глаза летучих мышей, таково для глаза нашей души то, что по природе очевиднее всего". Когда глаз нашей души, привыкший к мраку сотворенного сущего и образов, воспринимаемых чувствами, созерцает этот высший свет, то ему кажется, что он ничего не видит. Он не понимает, что этот высший мрак озаряет нашу душу, так же как и телесным глазам при виде ясного света кажется, что они ничего не видят.
5. Итак, взирай, если можешь, на чистейшее Бытие, и откроется тебе, что невозможно помыслить, что оно происходит от чего-либо другого. Поэтому оно мыслится необходимым, так как оно абсолютно первое и не может быть произведено ни из небытия, не из чего-либо другого. Какое же бытие может быть бытием через себя, если бытие как таковое не есть через себя и из себя? Откроется также тебе это чистейшее Бытие как полностью свободное от всякого небытия и через это не имеющее ни начала, ни конца, но вечное. Откроется оно также тебе как не имеющее в себе ничего, кроме бытия как такового, и через это - не как составное, но наипростейшее. Откроется оно тебе как не имеющее ничего в возможности, потому что в противном случае оно имело бы некоторое небытие, а через это - как наисовершеннейшее. Наконец, откроется оно, как не имеющее никакого разделения, а через это - как наивысшее единство. Итак, Бытие, являющееся бытием чистым, простым и абсолютным, является Бытием первым, вечным, наипростейшим, наиактуальнейшим, наисовершеннейшим и наивысшим единством.
6. Эти выводы столь надежны, что невозможно в понимании бытия как такового помыслить противоположное, и одно с необходимостью влечет другое. Но так как бытие простое, то, следовательно, оно простое и первое, а если простое и первое, то оно не может быть создано другим, или же создано самим собой, следовательно, оно вечно. Далее, если оно первое и вечное, потому что не происходит из другого, то, следовательно, наипростейшее. А если оно первое, вечное и наипростейшее, значит, в нем с актуальностью не смешана никакая возможность, и поэтому оно наиактуальнейшее. Таким образом, если это Бытие первое, вечное, наипростейшее, наиактуальнейшее, значит, и наисовершеннейшее, ведь оно не имеет никакого недостатка и к нему ничто не может быть добавлено. Но если оно первое, вечное, наипростейшее, наиактуальнейшее, наисовершеннейшее, то, следовательно, и наивысшее единство. Ведь превосходная степень разнообразия, как считают, может быть распространена в отношении всего. "Но простое в превосходной степени, как считают, может быть присуще только лишь одному единству". Из этого следует, что если Бог называет бытие первым, вечным, наипростейшим, наиактуальнейшим, наисовершеннейшим, то невозможно помыслить его небытием и ничем иным, кроме как одним и единым. Итак, "Слушай, Израиль; Господь Бог твой, Господь един есть". И если ты узришь это в чистой простоте души, то ты будешь залит сиянием вечного света.
7. И вот откуда ты будешь восхищен в духовный восторг. Действительно, ведь бытие как таковое есть первое и совершенно последнее, вечное и в высшей степени настоящее, наипростейшее и величайшее, наиактуальнейшее и совершенно неизменное, наисовершеннейшее и безграничное, наивысшее единство и в то же время наивысшее разнообразие. Если ты этому будешь восхищаться в чистоте души, ты будешь залит еще большим светом, чем тот, который ты видел раньше, потому что он последний и именно потому, что первый. Но так как это Бытие первое, оно все производит само, из чего с необходимостью следует, что оно высшая цель, начало и исполнение, альфа и омега. А так как оно в высшей степени настоящее, то поэтому и вечное. Но если оно вечное, значит, не проистекает из другого и не имеет ни в чем недостатка, а также не переходит из одного состояния в другое, а следовательно, не имеет не пришлого, ни будущего, а таковое бытие может быть лишь настоящим. А так как оно величайшее, то и наипростейшее. Но так как оно наипростейшее в сущности, то поэтому величайшее в силе, потому что сила настолько более едина, насколько более бесконечна. А так как оно в высшей степени неизменное, то и наиактуальнейшее. Но так как оно наиактуальнейшее, то поэтому оно - чистый акт, а если таковое, то оно не приобретает ничего нового, а также и не утрачивает, а вследствие этого не может изменяться. А так как оно безграничное, то поэтому и наисовершеннейшее. Но так как оно наисовершеннейшее, то нельзя помыслить ничего более лучшее его, более благородное и достойное, а вследствие этого ничего его превосходящее, а все таковое - безгранично. А так как оно разнообразнейшее, то поэтому и высшее единство. Но потому что оно является высшим единством, то является и истоком всего разнообразия мироздания, а вследствие этого оно само является действующей причиной всего мироздания, его образом и целью, то есть "причиной существования, законом мышления и порядком жизни". Итак, оно представляет собой разнообразие, но не разнообразие сущности, а все превосходящую и универсальнейшую причину сущности всего мироздания, сила которой, будучи высшим единством сущности, в высшей степени бесконечна и разнообразна в своих действиях.
8. Подводя итог вышеизложенному, скажем: итак, наичистейшее и абсолютное бытие, представляя собой бытие простое, является первым и последним, потому что оно начало и окончательная цель. Оно вечное и в высшей степени настоящее, поэтому оно охватывает и проникает во всякую длительность, как бы являясь в одно и то же время их центром и окружностью. А так как оно является наипростейшим и величайшим, то поэтому оно все внутри всех вещей и вне их, а вследствие этого оно является "интеллигибельной сферой, центр которой повсюду, а окружность - нигде". А так как оно наиактуальнейшее и неизменнейшее, то, "пребывая в неподвижности, движет мирозданием". А так как оно совершеннейшее и безграничное, то поэтому оно внутри всего без исключения и вне всего без исключения, выше всего, не будучи возвышенным, ниже всего, не будучи униженным. А так как оно высшее единство и разнообразие, то поэтому все во всем, как бы ни были многочисленны вещи, а само оно только одно. Вследствие того, что оно наипростейшее единство, очевиднейшая истина и наиподлиннейшее благо, в нем заключены прообразы всех сил, всех образцов, всех связей. Таким образом, "все из Него, Им и к Нему". А так как Он всемогущий, всеведущий, а также высшее благо, то видеть Его совершенство и есть блаженство, как было сказано Моисею: "Я покажу тебе все благо".”
“Это то, что было открыто Франциску, когда ему в восхищении созерцания на вершине горы (именно там, где в мою душу пришла мысль написания этой книги) явился шестикрылый серафим с крыльями, сложенными в виде Распятия. Я и многие другие слышали этот рассказ от одного из его товарищей, бывшего тогда с ним, когда он через восхищение созерцания перешел в Бога.”
“Для того, чтобы этот переход был совершенен, необходимо оставить действия разума, преобразить и перенести в Бога высший порыв души. Но это мистический и тайный дар, который "никто не знает, кроме того, кто получает", и не получает никто, если не возжелает, и не возжелает, если не воспламенит его до мозга костей пламя Святого Духа.”
“5. В этом вопросе бессильна природа, не очень многим может помочь усердие, мало что даст исследование, но много может дать помазание: мало даст язык, но много - внутренняя радость, мало даст слово и книга, но все - дар Бога, то есть Святого Духа, мало или ничего не даст творение, но все - творящая сущность, Отец и Сын и Святой Дух. Тогда нужно обратиться к Богу-Троице со словами, сказанными Дионисием: "Троица сверхсущностная, сверхбожественная, наисовершеннейший проводник христиан к божественной мудрости, направь нас к таинственнейшим мистическим словам, высочайшей вершине, туда, где новые, абсолютные и неизменные теологии таинства в ослепляющем сиянии открывают учение таинственного безмолвия мрака в полнейшей темноте, которая в высшей степени ясна и в высшей степени блистает и в которой все отражает, и невидимое все превосходящее благо". Эти слова - Богу. А вот что к другу, которому пишет Дионисий, скажем это вместе с ним: "О друг мой, утверждай себя на пути мистического созерцания, пусть твои чувства и действия разума оставят чувственно воспринимаемое и невидимое, и вообще все не-сущее и сущее. Насколько это возможно, направь себя в своем незнании к этому единству, которое превосходит всю сущность и знание. Тогда и ты сам во все превосходящем и абсолютно чистом духовном восхищении поднимешься к сверхсущностному лучу божественного мрака".
6. Если ты спросишь, каким образом достичь этого, то вопрошай благодать, а не учение, желание, а не разум, воздыхание молитвы, а не исследование книг, жениха, а не учителя, Бога, а не человека, мрак, а не светозарность, не свет, а полностью попаляющий огонь, восхищающий в Бога через помазание и пламенный порыв души. Этот огонь есть Бог, "горнило Которого в Иерусалиме", Христос зажег его палящим пламенем Своих страданий, а воспринять этот огонь может лишь тот, кто говорит: "Душа моя желает возлететь, а кости мои желают смерти". Кто возлюбит такую смерть, тот может увидеть Бога, потому что нельзя сомневаться в истинности слов: "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых". Так умрем же и войдем во мрак, да умолкнет голос забот, земных желаний и чувственных образов, перейдем вместе с Распятым Христом "от мира сего к Отцу", а увидев нашего Отца, скажем вместе с Филиппом: "Довольно для нас", и услышим вместе с Павлом: "Довольно для тебя благодати Моей", возликуем тогда вместе с Давидом, говоря: "Изнемогает тело мое и сердце мое, Бог сердце мое и часть моя вовек". "Благословен Господь вовек! И да скажет весь народ: будет! будет! аминь".”
http://antology.rchgi.spb.ru/Bonaventura/_opus.rus.html