Иоханн Таулер
ВСЕ ПРОИСХОДИТ ОТ Я
Посмотришь окрест и содрогнешься, насколько человек во всем, и в других людях ищет только Свое - в мыслях, словах и делах всегда только Свое, будь то наслаждение или польза, честь или заслуга - всегда для себя, своего Я.
Эта власть Я и себялюбие въелись так глубоко, что не только внешний, но и внутренний человек целиком направлены на земные дела - точно как горбатая женщина, о которой говорится в Евангелии, которая согнута до земли и не может взглянуть наверх.
Бедный человек, почему ты не полагаешься на Бога, который сделал тебе столько добра, излил на тебя столько милостей, и к чему была бы твоя жизнь, если бы Он не давал тебе всякую малость, которая тебе надобна для жизни? Не печально ли видеть, что даже самые духовные и душевные люди всю свою любовь и все старание направляют лишь на свои дела и думают только о себе, о своем Я, что они вряд ли думают еще и о Боге и чувствуют мало желания заботиться о вещах вечных, если только их земные дела, которыми они заняты, идут хорошо...
Петр по праву предупреждал нас: “Переложите все ваши заботы на Бога, ибо Он заботится о вас”. Так как заботы о делах внешних наносят человеку троякий вред: ослепляют разум и чувства, гасят огонь любви и преграждают путь вовнутрь, который ведет к Богу, в Царство Божие, которое внутри нас.
Самое же главное, почему надо положить конец внешним, поверхностным вещам. Пока мысли и рассуждения направлены на внешнее, все внешние соблазны и уловки остаются открытыми и не пускают вовнутрь, найти самого себя. Внутренняя глубина остается поэтому закрытой как нечто бесконечно далекое. Сам себе чужд, и цель и смысл жизни неопределенны.
Здесь важно осознать: где нет в мыслях Бога, а есть что-то другое, то как бы ни велико было сияние, до Истины и Царства Божия еще далеко.
Это Царство следует искать и находить там, где оно спрятано: в глубине души. Правда, это требует много сил, и его нельзя найти до тех пор, пока не освободишься от суетных привязанностей и зависимостей с внешним.
Как внешние блага, так и внутренние должны быть получены посредством любви и постоянной преданности. А этого нельзя достигнуть за один день. Так как склонность человека искать Свое во всем, что он делает глубоко укореняется в его натуру; и эта склонность так широко распространяется, что когда он обращается к Богу, то он прежде всего хочет иметь: утешение или благополучие, освобождение от того или иного, просвещение или другие дары. И даже Царство Божие он сначала хочет иметь.
Поэтому следует знать, что прежде всего на месте стяжания благ должен стать отказ от них; только тогда может открыться нам Царство Божие - и все остальное в нем.
Итак, воздержимся от себялюбивых стремлений, даже от духовных упражнений и обращений к Богу с просьбой о благах и милостях. Так как Бог и Его Царствие сокрыты от нас, пока мы ищем у него такие вещи. Мы должны искать только Бога и думать о Царствие Его и ни о чем кроме.
Это значит: мы должны смотреть не вовне, а действительно целиком и полностью вовнутрь, погружаясь в глубину нашей души, чтобы там искать Царство Божие и его Правду. Потому в “Отче наш” мы просим, “да приидет Царствие Его”. Но большинство не осознает, почему мы просим об этом. Бог - это Его собственное Царство. Из этого Царства приходит все, что является жизнью, и к нему все стремится.
Мы должны искать вместо своей собственной Его правду, которая состоит в том, что он находится и остается с тем, кто его ищет внутри себя, только его держат в своих мыслях и только ему повинуются и покоряются. В таких людях царит и действует Господь. От них отлетают внешние печали.
Ибо все, что делает человек или дозволяет, - в творчестве ли, в покое ли, - если при этом в его мыслях нет Бога, остается бесплодным. Пока он следует какому-либо знанию, он удаляется от Бога, который непознаваем. Ибо за каждым знанием стоит Я: за отрешенностью и погружением во внутреннюю глубину, за исчезновением Я стоит Бог.
И потому по праву говорит Дионисий: Не держитесь за "Я", но подержитесь за "Не": не хотите, не познавайте, не желайте, не ищите, не будьте, а оставьте себя и все вещи и целиком себя отдайте. Тогда попадете из всех знаний в Непознаваемое, из всех сутей в Сверхсущность из всего постижимого в Непостижимое и из "Я" в божественное "Не -Я".
В этом непостижимом Боге ищи свой покой и не думай при этом ни об ощущении, ни о просветлении. Полностью погрузись в свое абсолютное Ничто, в Истину самого Себя. И держись за Ничто, которое в тебе светит или тебя освещает, но думай об этом: опускайся в глубину и погружайся дальше в отсутствие своей воли, в Не-Я - все дальше в глубину Божественности.
http://antology.rchgi.spb.ru/Johannes_Tauler/tauler.html#1