КИРИЛЛИЦА 2024

Mar 30, 2024 10:42



Международная научно-творческая конференция
Москва, Школа дизайна РАНХиГС

24 мая 2024
11:00-17:00

Адрес
Москва, Пречистенская набережная 11, строение 1,
Школа дизайна РАНХиГС, медиа-лофт 11

Организаторы
Институт Современного Искусства
Русская школа дизайна
Фонд развития и поддержки графического дизайна «Золотая пчела»
Школа дизайна РАНХиГС

Спикеры «Кириллицы 2024»
Татьяна Алисова
Пламен Ботев / Болгария
Илья Воробьев
Рона Воронцова
Дмитрий Голуб
Юрий Гулитов
Екатерина Гурова
Алексей Домбровский
Мария Дореули / США
Вера Евстафьева / Великобритания
Дмитрий Кирсанов
Александра Королькова
Валентина Краснова
Яков Красновский / Израиль
Олег Мацуев
Елизавета Лотникова
Савелий Морозов
Тагир Сафаев
Матвей Севостьянов
Сергей Серов
Анна Скржинская
Алёна Сокольникова / Германия
Ирина Сухолет
Катерина Терехова
Геннадий Фридман
Владимир Черепанов
и др.

Конференция сопровождается прямой трансляцией на канале RANEPADESIGNSCHOOL, презентацией сборника статей «Время кириллицы» и выставкой «Время кириллицы» в галерее «Пересветов переулок» (6-20 июня 2024).

Ссылка на прямую трансляцию «Кириллица 2024»:
https://www.youtube.com/watch?v=lJIJJsOD-RM&ab_channel=RANEPADESIGNSCHOOL

Cсылки на предыдущие конференции:
«Кириллица 2023»:
https://www.youtube.com/playlist...

«Кириллица 2022»:
https://www.youtube.com/watch?v=TRuLQypHapk&t=19737s...

«Кириллица 2021»:
https://www.youtube.com/watch?v=ETumqPpLfZ4&t=5s...



Дизайн-событие «Кириллица», организуемое Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» в содружестве с рядом образовательных институций, происходит в нескольких измерениях. Философия кириллицы, теория и проектная концептуалистика развиваются в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, круглых столах. Творческое направление включает в себя дизайнерские выставки, профессиональные конкурсы, плакатные и художественные акции. Образовательная часть реализуется в ворк-шопах, мастер-классах, летних школах, презентациях педагогических инноваций и студенческих учебных проектов.

Событие это имеет свою историю и предысторию. В узком смысле слова «время кириллицы» начиналось в 90-е годы. В 1996-м на биеннале «Золотая пчела 3» одним из разделов международного конкурса была номинация «Шрифты», заметную роль в которой играли кириллические шрифты. В 1999 году «Золотая пчела» являлась со-организатором Международного конкурса шрифтового дизайна «Кириллица’99». В 2006 году в рамках биеннале «Золотая пчела 7» в Центральном Доме художника прошел Научно-творческий симпозиум «День книги», мастер-классы Юрия Гулитова и Евгения Добровинского и Каллиграфический перформанс «День каллиграфии».

В 2008 году в тематическую программу «Золотой пчелы 8» входила конкурсная номинация «Новая кириллица 300», посвященная 300-летию петровской реформы русского шрифта. В 2014 году на «Золотой пчеле 11» кириллица составляла видную часть номинации «Акцидентные шрифты». В 2018 году на «Золотой пчеле 13» темой одной из номинаций была «Кириллица в плакате», а на нынешней «Золотой пчеле 16» объявлена номинация «Время кириллицы» (дедлайн 16 апреля 2024).

Основа образовательного направления была заложена инновационной педагогической деятельностью Высшей академической школы графического дизайна, в которой эта тема целенаправленно исследовалась и развивалась в Мастерских Юрия Гулитова, Евгения Добровинского, Эркена Кагарова, Тагира Сафаева, Бориса Трофимова, Аркадия Троянкера и других, а также на Летних и Зимних школах ВАШГД, через которые прошли сотни дизайнеров из десятков городов со всей России. После закрытия ВАШГД в 2014 году эстафету развития авторской креативной педагогики приняли Летние школы Golden Bee Academy, проходившие в Германии, Франции и Черногории, потом - Школа дизайна РАНХиГС, а с 2023 года - Институт Современного Искусства.

В 2013 году у нас с Юрием Гулитовым, моим бывшим аспирантом во ВНИИТЭ, исследовавшим влияние уличной шрифтовой графики на профессиональный графический дизайн, появилась идея приурочить все кириллические активности ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая. Мы организовали и провели первую «Кириллицу 2013» в Центре современного искусства «Винзавод» в виде Круглого стола и выставки «Кириллица в плакате» из коллекции «Золотой пчелы» и учредили дизайнерский праздник - День кириллицы и русской школы графического дизайна. Общий замысел мероприятий «Кириллицы» состоял в том, чтобы показать другим и понять самим, что кириллический шрифт - не застывшая историческая форма, а живая, способная развиваться творческая область.

Научно-творческие конференции и другие дизайн-события, проходящие 24 мая каждого года под флагом «Кириллицы», будут продолжаться, расширяя свои жанры и форматы. Их задача - осуществлять постоянный творческий мониторинг инноваций в области кириллического шрифта, изучать развитие кириллицы в пространстве мировой визуальной культуры, исследовать с разных сторон специфическую, особую, но очень важную профессиональную сферу шрифтового дизайна, содействовать повышению мастерства дизайнеров-графиков, обогащению визуального языка кириллического шрифта и типографики, способствовать передаче опыта новым поколениям, улучшению внутрицеховых коммуникаций, актуализации этой проблематики в обществе, его эстетическому просвещению в области графического дизайна и визуальной культуры.





Жюри конкурса "Кириллица 99"









Джонатан Барнбрук







Юрий Гулитов





Александр Шабуров



Александр Шабуров





Кристина Хубер



Кристина Хубер



Юрий Гулитов



Анна Скржинская



Катерина Терехова



Геннадий Фридман



Ольга Терехова



Ирина Наумовна Сухолет







Валентина Сафина



Алексей Домбровский



Савелий Морозов



Сергей Шанович



Катерина Терехова



Алёна Сокольникова



Катерина Терехова



Геннадий Фридман

Графический дизайн, Шрифт, Умные разговоры, Школа дизайна РАНХиГС, Выставки, Международное сотрудничество, Юрий Гулитов, История дизайна, ВАШГД, Институт Современного Искусства

Previous post Next post
Up