День открытых дверей Института Современного Искусства на ВВЦ 2 апреля 2024. Графический дизайн.
Кафедра графического дизайна Института современного искусства носит теперь имя Владимира Чайки (1955-2021), бывшего и остающегося самым титулованным отечественным дизайнером-графиком, президента Академии графического дизайна, лауреата Премии Родченко, Премии имени Юсаку Камекуры, Премии имени Альфонса Мухи, семикратного лауреата Премии «Золотая пчела», лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства и множества других наград. Институт современного искусства был последним местом его работы, которому он отдал пять лет своей жизни.
Плакаты, логотипы, журналы и другие произведения Владимира Чайки наглядно демонстрируют силу графического дизайна, его способность в простых (гениально простых) лаконичных формах выражать самые сложные идеи, сильные эмоции и глубокие, космические смыслы.
Серия плакатов «HEstory».
Плакат для международной акции «Фрида Кало + Диего Ривера = 100 лет любви». 2008. Премия имени Юсаку Камекуры. 2009
Бортовой журнал международных рейсов авиакомпании «Аэрофлот». 1996-2004. Первая премия на Всероссийском конкурсе «Лучшая обложка года». 2004
Эмблема Премии «Народная марка». 1998
Итак, первая причина поступать на графический дизайн в Институт Современного Искусства звучит просто: «люди». Это всегда главная причина, но особенно в творческом образовании, где «кто» важнее, чем «что».
Кафедра графического дизайна ИСИ радикально обновилась в начале 2023 года. Новая команда сохраняет и развивает идеи авторской креативной дизайн-педагогики, формировавшейся с 1997 по 2014 год в рамках уникального инновационного образовательного проекта «ВАШГД - Высшая академическая школа графического дизайна», наследником которой по прямой является ИСИ вместе Школой дизайна РАНХиГС и рядом других московских дизайн-институций и образовательных проектов.
Владимир Чайка преподавал в ВАШГД и, соответственно, был одним из авторов принципов креативной дизайн-педагогики.
С опытом ВАШГД так или иначе связано большинство членов кафедры графического дизайна ИСИ.
Журнал «Проектор»
Вторая причина - место, уникальное место, где расположена кафедра. Большинство факультетов ИСИ находится в огромном здании ДК Горбунова, памятнике конструктивисткой архитектуры, в легендарной «Горбушке». А наш факультет расположен в домике, который в ИСИ называют «Избушкой». Словечком как будто из русских сказок. Такой вот контраст и сопряжение идей далековатых - глубокой архаики и остро современной деятельности, каковой является дизайн. Особенно графический дизайн, имеющий сегодня дело с диджитал супертехнологиями, находящимися на острие развития цивилизации.
Маленький деревянный домик, притаившийся среди элитных небоскребов - бывшая дача банкира Юнкера, построенная ему архитектором А.Эрихсоном, признанным мастером русского модерна.
Дача! А какая жизнь на даче? Вольная, свободная. Отдых! Вот и труд дизайнера такой же - свободный и радостный.
Избушка находится на краю парка в пойме реки Сетунь. От метро Давыдково - 10-15 минут пешком, другого пути нет. Каждый раз это -маленькое путешествие через овраг, сквозь заповедную природу.
А путешествие для дизайнера - лучшая школа. Потому что оно всегда меняет и оптику, и самого смотрящего. Дизайн, особенно графический дизайн, он прежде всего про это - про взгляд на мир.
Роскошный резной потолок внутри здания - родной, тоже уцелел чудом, как и сам домик.
Экспозиция выставки «Черно-белая Золотая пчела» в лестничной галерее Факультета дизайна, журналистики и менеджмента
Скрипучие лестницы, очень крутые, как на корабле, - тоже родные.
Третья причина связана с названием института, с контекстом.
Я являюсь профессором РАНХиГС. Время от времени читаю курсы в Вышке. Дружески связан с Институтом Бизнеса и Дизайна, с другими московскими дизайнерскими вузами, и не только московскими. И вот вопрос: дизайн в РАНХиГС - он про народное хозяйство и государственную службу? А в Школе дизайне Вышки - про экономику? Влияет ли контекст учебного заведения на дизайн, который там преподают? Напрямую - нет, конечно. Но есть еще влияние неявное, косвенное. А как порой утверждают литературоведы - контекст важнее текста.
Нет ничего плохого в государственном или бизнес-ориентированном дизайне. Но самое главное в профессиональной ориентации - попасть в свою колею, в свою, а не в чужую.
Дизайн в ИСИ - для тех, для кого контекст современного искусства имеет значение, для художественных натур. Оказываешься на Горбушке - из-за каждой двери пение раздается. По коридору балерины в пачках порхают. В буфете - пианино, на котором то и дело кто-то упражняется, и балетный станок с зеркальной стеной. Такая там атмосфера.
Мы уверены, что современное искусство - неоценимый и еще не оцененный ресурс в дизайнерском образовании. Мы постоянно приглашаем на факультет художников современного искусства, мастеров самого высокого полета, наших выдающихся современников.
Творческая встреча с Александром Пономаревым. Плакат Марии Афончиковой
Творческая встреча с Тотаном Кузенбаевым. Плакат Катерины Тереховой
Кстати, как раз в эту пятницу, 5 апреля, у нас пройдет творческая встреча с Евгением Добровинским, художником современного искусства, виртуозным каллиграфом, шрифтовиком, дизайнером-графиком, плакатистом, главным художником театра «Эрмитаж». Приходите, заодно и на «избушку» посмотрите.
Творческая встреча с Евгением Добровинским «Каллиграфия жизни». Плакат Елизаветы Мамонтовой
Евгений Добровинский
Четвертая причина - опять про контекст, культурологический. Он тоже уникальный. Я знаю один только аналог - дружественная нам «Школа Константина Старцева» в Санкт-Петербургском государственном университете. Дизайн там завелся в свое время на филологическом факультете. Потому там готовят, как они говорят, «дизайнеров с университетским бэкграундом». Вот и в ИСИ нечто подобное - стремление к развитию общей культуры. Причем общеобязательный курс истории религии читает ректор ИСИ, а по истории культуры - проректор.
Пятая причина - активная включенность кафедры графического дизайна в актуальную художественную жизнь. Только что, в конце марта, завершилась выставка в Государственной Третьяковской галерее, где плакаты студентов провели целых полгода, сопровождая выставку Александра Пономарева, кстати, почетного профессора ИСИ. Сейчас готовим шрифтовую выставку в галерее «Пересветов переулок», она откроется в мае.
Шестая причина называется «Золотая пчела». Глобальная биеннале графического дизайна. Крупнейший в мире смотр плаката и других дизайнерских произведений.
Институт Современного Искусства - издатель каталога «Золотой пчелы 15» и один из главных организаторов «Золотой пчелы 16». А это значит, что студенты ИСИ - внутри, в самой гуще этого международного проекта.
Фирменный стиль «Золотой пчелы 3», дизайнер Владимир Чайка.
Фирменный стиль «Золотой пчелы 9», дизайнер Игорь Гурович.
Экспозиция «Золотой пчелы 14» в Новой Третьяковке, дизайнер Катерина Терехова.
Открытие выставки «Золотой пчелы 14», номинации «Баухауз 100 / ВХУТЕМАС 100» в HSE ART GALLERY
Наконец, седьмая причина - уникальная возможность досрочно пройти творческие испытания. Получить результаты в виде рекомендации к зачислению и уже спокойно, без лишних волнений, проводить это лето.
Два экзамена «творческой и профессиональной направленности»: авторская иллюстрация какого-то литературного произведения и композиционное превращение буквы в предмет или наоборот. Последнее задание, как говорится, на Л - логику. Визуальную логику, мышление глазами.
В заключение бонус - инсайдерская информация о расписании вступительных экзаменов.
Все фото - Елизаветы Мамонтовой