АХ ФИНИСАЖ, АХ ФИНИСАЖ!

Mar 14, 2024 15:03



Закрытие выставки «Александр Пономарев. Я безумен только в норд-норд-вест».
17 марта 2024, 12:00-19:00.
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус, 3-й этаж, кинозал, пространство выставки

Александр Пономарев известен не только своими художественными инсталляциями и перформансами, но и такими масштабными арт-проектами, как Антарктическая биеннале (2017). Открывая выставку, художник объявил о новой инициативе - Арктической биеннале. На закрытии выставки эту идею раскроет междисциплинарная научно-творческая конференция «АРКТИКА. ОСВОЕНИЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ».

ИНИЦИАТОР И ОРГАНИЗАТОР:
Александр Пономарев, комиссар Антарктической биеннале (2017) и Арктической биеннале (2025).

СООРГАНИЗАТОР И ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПОНСОР:
«Проект Россия»

УЧАСТНИКИ:

АНТОН КАЛЬГАЕВ, культуролог, сооснователь центра «Проект Север»

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЕВА, художник-исследователь, участница Антарктической биеннале

АЛЕКСЕЙ КОЗЫРЬ, архитектор, руководитель собственной мастерской, соавтор многих художественных проектов Александра Пономарева, участник Антарктической биеннале

ТОТАН КУЗЕМБАЕВ, архитектор, руководитель собственной мастерской

ВЛАДИМИР КУЗЬМИН, архитектор, дизайнер среды, руководитель проектной группы «Поле Дизайн», преподаватель МАрхИ, Школы дизайна НИУ ВШЭ, Школы дизайна РАНХиГС, Архитектурной школы «МАРШ»

НИКОЛАЙ ЛЫЗЛОВ, архитектор, руководитель собственной мастерской, автор проектов в арктических городах



ИЛЬЯ МУКОСЕЙ, архитектор, куратор специальных проектов выставки «АРХ Москва», соавтор проекта Арктического музея современного искусства в Норильске

СЕРГЕЙ ПИСАРЕВ, руководитель группы полярной океанологии Института Океанологии им. П.П.Ширшова РАН, кандидат физико-математических наук, Почетный полярник России, член Русского Географического Общества

АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ, художник

ЕВГЕНИЙ САУТКИН, главный архитектор бюро «AI-architects»

АЛЕКСАНДР СЕКАЦКИЙ, философ, писатель, участник Антарктической биеннале

НАТАЛИЯ СИПОВСКАЯ, доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания

ЛЕОНИД ТИШКОВ, художник, писатель, участник проекта «Cape Farewell»

НАРИНЭ ТЮТЧЕВА, главный архитектор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, ректор «Ре-Школы», руководитель «АБ RDNK», преподаватель Архитектурной школы «МАРШ»

НАТАЛЬЯ ФЕДЯНИНА, менеджер в сфере культуры, директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска»

ЮРИЙ ШЕРЕДЕГА, руководитель бюро «SHEREDEGA CONSULTING»

Расписание выступлений:

12:00
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НОВАЯ КУЛЬТУРА АРКТИКИ. ART VS SCIENCE VS DEVELOPMENT»
Архитекторы, художники и исследователи обсудят, какую роль может и должна играть Культура для жизни в арктических городах и почему наука, технологии и освоение природных ресурсов должны здесь идти рука об руку с Искусством. Модератор: ЮЛИЯ ШИШАЛОВА, архитектурный журналист, главный редактор медиа «Проект Россия»

13:15
ЛЕОНИД ТИШКОВ. Путешествие «Частной луны» в Арктике. Вокруг архипелага Шпицберген

13:35
АНТОН КАЛЬГАЕВ. Спасет ли Арктику красота?

13:50
НИКОЛАЙ ЛЫЗЛОВ. Джентрификация как стратегия освоения Крайнего Севера»

14:05
НАТАЛЬЯ ФЕДЯНИНА. Полярные арт-резиденции как метод формирования новой культуры Арктики

14:20
ИЛЬЯ МУКОСЕЙ. Арктический Лямбда-манифест

14:35
ЮРИЙ ШЕРЕДЕГА. Развитие общественных пространств в арктических городах

14:50
ЕВГЕНИЙ САУТКИН. Единая универсальная архитектурно-конструктивная система ЦИСС. Разработка единой системы универсальных платформ, позволяющих создавать пространства для творчества и исследования в экстремальных условиях

15:05
ВЛАДИМИР КУЗЬМИН. Дерево на Севере

15:20
НАРИНЭ ТЮТЧЕВА. Соловки. Сакральное и мирское

16:00
СЕРГЕЙ ПИСАРЕВ. Арктический морской лед: препятствие, индикатор, транспортная платформа, место жизни, красота

16:20-16-40
Студенты магистратуры «Арт-диджитал дизайн» Института Современного Искусства. Видеопроект «Арт-Арктика»

17:00
АЛЕКСАНДР СЕКАЦКИЙ. Идея чистого созерцания. Лекция, прочитанная пингвинам

17:40
АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ. Я безумен только в норд-норд-вест. Заключительное слово

18:00-19:00
Закрытие выставки

МАНИФЕСТ
Начиная с начала прошлого века, когда в стремлении овладеть природными богатствами недр арктического региона возник термин «освоение Севера», ученые, архитекторы, градостроители и дизайнеры находились в непрерывном поиске идеальной модели жизни в этих землях - в условиях, экстремальных для человека как с физической, так и с психологической точки зрения. С тех пор Арктика пережила уже не одну волну урбанизации, причем 72 % жителей городов Крайнего Севера проживает именно на территории России. Однако идеальная модель по-прежнему не найдена. Первая волна - вопреки природе и здравому смыслу - лишь воспроизвела в северных широтах «южные» города, дабы уравнять всех советских граждан в доступе к социалистическим ценностям; вторая волна, напротив, была подчеркнуто утилитарной, экономико-технократической, основанной на вахтово-экспедиционном методе. Среда возникающих вахтовых поселков формировалась по принципу модернизации уже существующих подходов и в итоге не в полной мере учитывала местную специфику, сосредоточившись на экономической эффективности. В то время как архитекторы, желая создать для жителя Севера комфортные условия проживания, упаковывали города в перекрытые куполами, изолированные от окружения пространства. Ни один такой проект так и не был реализован - а если бы и был, то непременно показал бы всю тяжесть последствий полной оторванности человека от природы.

Сегодня, после кризиса, в который русский Север погрузился в 1990-е годы, Арктика вновь признана стратегически важным направлением развития - и в то же время на государственном уровне фокус с добычи ресурсов смещается в сторону человеко-ориентированности. Это значит, что именно сейчас архитекторы, градостроители и дизайнеры получили возможность исправить ошибки предыдущих периодов и создать в Арктике действительно комфортные условия жизни. И ключом к этому, несомненно, должна стать культура и эстетизация среды арктических поселений. В экстремальных условиях Крайнего Севера человек, как нигде, уязвим психологически и эмоционально; поэтому при проектировании мест обитания на циркумполярных территориях необходимо учитывать не только климатические и географические особенности региона, но и вопросы эстетического восприятия. В определенном смысле эстетичность окружения и постоянный контакт человека с природными и культурными ценностями на Севере не роскошь, но необходимое условие выживания, а культура - то, что поможет построить устойчивую экосистему между природной и антропогенной средой.

Таким образом, Арктику спасет - и поможет освоить - только Красота.

Проектирование новой культуры Севера на сегодняшний день - главная задача развития Арктики.

Александр Пономарёв, Графический дизайн, Золотая пчела, Школа дизайна РАНХиГС, Государственная Третьяковская галерея, Магистратура «Арт-диджитал дизайн» ИСИ, Арктика, Москва, Институт Современного Искусства

Previous post Next post
Up